"Уралхиммаш" раздают на аутсорсинг

Тревожный диагноз.

Источники в промышленной среде сообщили "Уралинформбюро", что завод "Уралхиммаш" (принадлежит ПАО "ОМЗ", контролируется "Газпромбанком") передал на аутсорсинг механическую обработку. Пресс-служба предприятия это категорически опровергла. Однако менеджеры "Уралхиммаша" на условиях анонимности подтвердили, что в 40 цехе остался всего один станок, а персонал переведен на другую работу. Эксперты считают, что это тревожный симптом, может свидетельствовать о том, что легендарный завод ступил на гибельную тропу.

По предположению наблюдателей, неприятности у "Уралхиммаша" начались несколько лет назад, когда дочерняя компания корпорации "Уралвагонзавод" отказалась заказывать в Екатеринбурге контейнеры-цистерны, для серийного изготовления которых химммашевцы провели реконструкцию в 11 цехе. Кризис в вагоностроении похоронил проект: цех стоит, партнеры судятся. Говорят, на производственных площадях вскоре откроется индустриальный парк. Что это такое, никто не знает, но, по всей видимости, "Уралхиммаш" лишился мощности.

И вот теперь новая потеря: в 40 цехе работает всего один станок – видимо, большой карусельный, все остальные стоят. Перед этим, сообщают источники, закрыли вспомогательное производство – так называемую малую механику, которая была "заточена" на инструментальное производство и оснастку. Отныне практически всю механическую обработку "Уралхиммаш" будет делать на стороне.

Бывший директор Уральского турбомоторного завода Сергей Борисов говорит, что предприятия, располагая необходимым оборудованием и обученным персоналом, иногда передают обработку на аутсорсинг, если у партнера выходит дешевле с учетом транспортных расходов. Но надо понимать, что себестоимость напрямую зависит от объемов производства: если "Уралхиммаш" передал на сторону обработку, то это значит, что ему не хватает заказов, отчего нет смысла содержать простаивающий комплекс.

Однако падение объемов производства – вовсе не повод для закрытия механического комплекса. Расточные и фрезеровочные станки, собранные в 15 и 40 цехах завода химического машиностроения, настолько уникальны, что создатели этого комплекса в советское время были удостоены государственной награды.

На заводе, утверждает эксперт, знакомый со станочным парком "Уралхиммаша", стоит индивидуальное оборудование, которое собиралось по крупицам. Некоторые станки по своим возможностям являются чуть ли не единственными в регионе: например, упоминавшийся выше карусельный 14-метровый станок, помимо "Уралхиммаша", есть лишь на родственном "Уралмашзаводе" – ну, может, он появился и на Уральском турбинном заводе, который ведет мощную модернизацию.

Эксперт, знающий "Уралхиммаш" изнутри, говорит, что он еще бы понял, если бы закрыли гальваническое производство: это и вредно, и много возни – проще искать на стороне. "Я даже понял бы, если бы отдали на аутсорсинг литье – оно все-таки не в таких объемах нужно. Но останавливать станки на машиностроительном производстве, где механообработка составляет 50% от всего изделия… Это не укладывается в моей голове. Я потрясен", – сказал он.

По словам эксперта, есть ключевые вещи, которые влияют на планирование и управление производством: механообработка, котельные и сварочные работы. Отдать их на аутсорсинг вместо того, чтобы, используя преимущество, брать у других заказы и загружать производство в трехсменном режиме, – значит признаться в собственном бессилии.

Это, полагает эксперт, симптом, как высокая температура у тяжелобольного, потому что если бы завод, обладая такими возможностями, верил в серьезную загрузку, он бы механообработку на аутсорсинг не отдал. Подобный шаг может сыграть с заводом злую шутку: закрыть производство легко, а восстановить очень сложно.

На "Уралхиммаше", рассказывает источник, трудятся очень квалифицированные станочники – уважаемые и хорошо известные в Екатеринбурге люди. Таких надо держать у себя любой ценой. И если им хотя бы один раз продемонстрировать, что их услуги не нужны, то не следует рассчитывать на то, что потом, когда времена станут хорошими, они вернутся обратно.

Самое печальное в том, что на заводе не хотят признавать того факта, что уникальным профи фактически указали на дверь. Председатель профсоюзной организации "Уралхиммаша" Виктор Гольянов на вопрос "Сколько человек лишилось работы?" ответил очень уклончиво:

– Ну как сказать… Не совсем так. Их перевели.

– На подсобные работы?

– Да почему?.. Знаете, вам следует переговорить с пресс-службой. Она дает ответы на все эти вопросы.

Руководитель отдела по связям с общественностью Надежда Самарина ответила исчерпывающе:

- Заказов у нас выше крыши, и на аутсорсинг мы не стали ничего передавать. А как? Это же выпускающие цеха.

- И даже механообработку не передавали?

- Нет, нет. Какая-то ложная информация к вам прилетела.

Спустя полчаса от Самариной по электронной почте пришло письмо: "Еще раз уточнила – ничего подобного не происходит и не планируется".

Как вы понимаете, это официальная позиция компании – возможно, сформулированная собственником. Менеджеры "Уралхиммаша" сами в шоке от решения закрыть механообработку. По их мнению, это свидетельствует о непрофессионализме и беспомощности управленцев.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ

Актуальное