Спагетти по-итальянски для доверчивых ушей
Что происходит на бастующем КГОКе?
2 июня 2016 года на Качканарском ГОКе началась третья в истории предприятия "итальянская забастовка" (предыдущие в 2007 и 2013 годах). Или, как ее теперь осторожно называют, "работа по правилам".
Давно ожидавшееся мероприятие на акцию протеста тянет слабо. Призыв многолетнего лидера профсоюза Анатолия Пьянкова поддержали некоторые экскаваторщики из достаточно лояльного ему Рудоуправления, а также небольшое количество "горячих голов" из автотранспортного цеха и ряда других подразделений.
Потому на производственных объемах комбината "итальянка" сказалась мало, разве что чуть разгрузились заполненные склады предприятия. И пусть формально акция протеста, проведение которой председатель профсоюза продвигал очень активно, заявлена как бессрочная, источники "Уралинформбюро" уверены, что она попросту сойдет на нет.
Выйти что-то более грозное могло при активной поддержке "низов". Только рядовые работники неприветливо встретили идею забастовки. Возникает резонный вопрос – как профком одобрил запуск протестных действий, если те, кого профсоюз представляет, были против?
"Пьянков ездил по цехам, по раскомандировкам. Но он же не сказал на профкоме, где его "отфутболили", а где поддержали. Есть цифра без конкретики и все", - пояснил один из собеседников.
В постановлении профкома заявляется, что проведение "работы по правилам" поддержали 65,6% трудящихся. Но, как ранее сообщало агентство, участвовать в акции отказались железнодорожники, с которых начинались предыдущие подобные мероприятия. На этом "итальянка" и закончилась, по сути, не начавшись.
Главной причиной для введения "работы по правилам" стал приказ управляющего директора КГОКа Владислава Жукова о введении с 1 июля 2016 года новой системы начисления премий работникам. Теперь премиальная часть будет зависеть от производственной эффективности всего предприятия (Скан документа пришел от анонимного источника на электронную почту агентства - прим.ред.).
В профсоюзных, околопрофсоюзных и лояльных к профсоюзам изданиях нередко звучит утверждение "Работодатель боится "итальянки", как огня". Боялся. А в случае с качканарским комбинатом боялся аж в далеком 2007 году, когда такая форма протеста была в диковинку для всей России.
Нынешняя протестная акция, скорее всего, не столько от социальных нужд трудящихся, сколько от политических амбиций Анатолия Пьянкова. Соответственно, победа в споре с работодателем для него – задача не первостепенная.
Этим летом долгожителю профсоюза КГОКа предстоит пройти, пожалуй, самую сложную выборную кампанию на занимаемую должность. Чтобы остаться в своем кресле еще на 5 лет, необходимо опередить в голосовании других активных общественников, популярность которых в рабочих кругах неуклонно растет. Стоит подчеркнуть, что в прошлые годы серьезной конкуренции действующий председатель не ощущал.
Сокращать нельзя! Но если по дружбе…
Если заглянуть подальше в историю, то и бескомпромиссность, которую Анатолий Пьянков демонстрирует в последние месяцы, вызывает сомнение. Например, на годы, когда Качканарским ГОКом управлял Владимир Бобров (с которым Анатолий Пьянков был в весьма дружеских отношениях), пришлись самые крупные сокращения в новейшей истории предприятия.
В первый приезд Боброва в Качканар (2008-2009 годы) было сокращено порядка 500 рабочих мест. На зарплатах "ЕВРАЗ" сэкономил более 140 миллионов рублей, а бюджет Качканара потерял около 18 миллионов рублей сборов в виде НДФЛ.
Отдельно стоит отметить упразднение стационара медико-санитарной части комбината в конце марта 2009 года. Ежегодно он обслуживал порядка тысячи человек. На улицу выставили больше 20 человек сотрудников, все состояли в профсоюзе.
Ликвидации стационара предшествовали три месяца сокращенных зарплат. Документ, направленный на борьбу с кризисом 2008 года, подписали Бобров от руководства "ЕВРАЗа" и Пьянков от коллектива. Фонд заработной платы по нему фактически сокращался на четверть.
Второй "период Боброва" на КГОКе оказался короче (2014 год), но также прилично убавил численность штата предприятия – более чем на 100 рабочих мест. Экономия "ЕВРАЗа" составила около 90 миллионов рублей, а городской бюджет лишился налоговых сборов в объеме порядка 10 миллионов.
В целом с 2007 года на покинувших КГОК работниках и сокращенных ставках холдинг сэкономил несколько сотен миллионов рублей, а Качканар потерял около 50 миллионов налоговых отчислений. Парадокс, но протестных акций ни по сокращениям, ни по снижению фонда заработной платы не проводилось.
Минус люди – плюс зарплата
Параллельно с уменьшением штатной численности росла средняя зарплата на предприятии, которая сейчас является одной из самых высоких в отрасли. Если по итогам 2008 года она составляла 20,8 тысячи рублей, то по итогам 2015 – 46,7 тысячи.
Казалось бы, эта величина является индикатором качественной работы профсоюза. Если бы не одно "но". Рост средней зарплаты по комбинату происходит не только из-за индексации выплат, но и за счет сокращения низкооплачиваемых ставок.
На этом же основывается и благосостояние самого Анатолия Пьянкова. Схема формирования его заработной платы проста: 2,5 средней зарплаты по комбинату + 28% премии + 25% районного коэффициента (КГОК приравнен к северным территориям).
То есть, чем меньше низкооплачиваемых ставок (читай, людей) на КГОКе, тем выше средняя зарплата по предприятию - и тем больше денег будет получать председатель профсоюза Анатолий Пьянков. Так, за 2014 год его доход составил 2,7 миллиона рублей – больше, чем заработал мэр Качканара Сергей Набоких.
Приличные зарплаты и у ближайших соратников Пьянкова – его первого зама Владимира Помазкина и главного бухгалтера профсоюза Валентины Двойнишниковой. Доход последней за 2014 год едва не достиг отметки в 2 миллиона рублей! Другие члены профсоюза, в том числе и работающие на освобожденной основе, похвастаться такими заработками не могут.
В сухом остатке
Вероятность того, что топ-менеджмент "ЕВРАЗа" откажется от новой системы премирования, близка к нулю. Дать задний ход в этом вопросе - означает обречь компанию на протестные действия в будущем, причем по любым, даже надуманным, поводам.
Действующему председателю профсоюза "итальянская забастовка" может принести политическую прибыль. Для этого лишь нужно правильно разыграть имеющиеся на руках карты. Например, заявить, что акцию протеста саботировали железнодорожники с подачи своего профкома.
Пьянков сейчас активно рекламирует свое "итальянское детище". В конце прошлой недели несколько федеральных СМИ с его слов заявили о 6 тысячах протестующих в Качканаре. А, например, в беседе с "Уралинформбюро" глава профсоюза заоблачных чисел называть не стал (штат Качканарского комбината - 6 тысяч работников вместе с руководителями), просто сказав, что в протестных действиях "примет участие весь комбинат". Двойная бухгалтерия?
Сергей РОМАНЧЕНКО