Игра в бутылочку
Антиалкогольная кампания споткнулась о кризис.
Прошло больше 5 лет с начала в России антиалкогольной кампании. Вроде бы это не горбачевская повальная борьба с пьянством, когда с плеча нарубили виноградной лозы. Но и теперь различные министерства и ведомства начинают почти шепотом предполагать: "А мы не погорячились?"
Ко всему прочему бюджетный кризис заставляет власти шарить по карманам в поисках "пьяных" денег. Сокращение налоговых поступлений пробудило Минфин, муки малого и среднего бизнеса озадачили Минпромторг, о необходимости размочить "полусухой" закон заговорили и в Федеральной антимонопольной службе.
Между тем Росстат фиксирует пике продаж самого популярного среди россиян алкогольного напитка - водки: за 5 лет почти на 40% (до 86,3 миллиона декалитров в год). Например, в Свердловской области продажи "беленькой" упали почти с 5,4 миллиона декалитров до 3,2. Отмечается и сокращение потребления алкоголя на душу населения - с 13,5 до 11,5 литра чистого спирта в год.
Но цифра эта, скорее всего, рассчитана из объема падающих легальных продаж. Аналитики и бизнесмены едины во мнении – доля нелегалов постоянно растет. По словам гендиректора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, количество лицензированных точек сократилось с 2012 года более чем на 30%. "Кроме того, у нас за 5 лет цена легальной бутылки водки выросла в два раза. Таким образом, резко увеличились объемы нелегального и суррогатного рынков. Если у нас сейчас 235 тысяч легальных точек, то я думаю, нелегальных - порядка 600 тысяч", - заявил он "Уралинформбюро".
Косвенно слова эксперта может подтвердить статистика "пьяных" преступлений. С 2010 года их количество в России стабильно растет - с 201 до 351 тысячи в 2015 году.
Контрафакт не только загоняет россиян в могилу, но и лишает казну поступлений. Об этом в первую очередь пекутся Минпромторг и Минфин. Они обратились к докладу Федеральной антимонопольной службы, представленному в конце 2015 года, где поочередно разбиваются все тезисы антиалкогольной кампании. Антимонопольщики, в частности, предлагают запретить субъектам РФ ужесточать федеральные нормы - в части времени продажи алкоголя и ограничения отдельных видов алкогольной продукции. Стоит отметить, что сегодня более половины регионов страны живут по собственному "безалкогольному времени": девять федеральных часов (с 23.00 до 8.00) - где-то продлены на час и более. Жестче всего в Чечне - там легально купить алкоголь крепче 15 градусов можно только с 8.00 до 10.00. Порядка 40 субъектов РФ запретили на своей территории продажу алкогольных энергетиков.
Федеральные ведомства уже ринулись в борьбу с регионалами за "прилегающие территории". Минпромторг подготовил законопроект, исключающий понятие "прилегающая территория" из контекста продаж алкоголя рядом с социальными объектами. По мнению заместителя министра Виктора Евтухова, эти меры не привели к снижению алкогольной зависимости населения, а лишь ударили по бизнесу. Инициативу поддержали исследователи рынка. "Ну, какая разница - на расстоянии 20 метров от школы находится магазин с алкоголем или 50? Ни в одной стране мира нет статистики, подтверждающей, что эти меры влияют на потребление", - считает Вадим Дробиз.
Бизнес-сообществу территориальные ограничения принесли немало хлопот, подтверждает уполномоченный по правам предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх. В ряде муниципалитетов в "безалкогольную" зону попадали десятки торговых точек. "В моей практике было два массовых обращения предпринимателей. Первое - из Нижнего Тагила. В результате кропотливой работы в конце 2014 года были внесены поправки в муниципальный акт, уменьшающие в два раза расстояние от образовательных учреждений до торговых объектов. Удалось изменить ситуацию также в Каменске-Уральском", - рассказала она "Уралинформбюро".
По словам Е.Артюх, в этом вопросе изначально присутствовал ряд спорных моментов. "Во-первых, предприниматель имеет законно купленную у государства лицензию на право оборота алкоголя. То есть сначала он покупает эту лицензию, а потом до истечения срока ее действия государство говорит - нет, спасибо, до свидания. Деньги, естественно, никто не возвращает. Во-вторых, принимая решения, нужно прикидывать, какое число субъектов попадает под ограничения - как снизятся обороты, поступления в бюджет, какое число рабочих мест сократится", - отметила она, добавив, что на ее памяти ни одно антиалкогольное ограничение не привело к сокращению уровня потребления. "При сокращении розницы легальные литры переливаются в контрафакт. Это фактически аксиома".
Президент НП "Общественный комитет по регулированию рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции" Виктор Гречишкин согласился с коллегами - на объем потребления законодательно не повлиять: "Ведь все зависит от человека, от уровня его жизни, который, к слову, государство как раз может повысить".
Против наметившейся тенденции ожидаемо выступают общественники. "Антиалкогольная кампания - это очень долгий кропотливый труд. За короткое время ничего не поменять. Наверное, нужно лет 10, чтобы увидеть результаты", - отметил глава Фонда гражданской безопасности Дмитрий Чукреев. По его мнению, в дальнейшем запреты нужно только ужесточать - ограничения как раз развивают в России культуру пития.
Можно ли законодательно отрезвить россиян - вопрос открытый. Между тем многие сходятся во мнении, что самый эффективный способ борьбы с пьянством - повышение уровня жизни населения. Но в кризис важнее залатать бюджетные дыры, пусть и "пьяными" деньгами.
Анастасия КОКАРЕВА