Схватка над Северным карьером

За место в рабочем строю.

28 февраля состоится митинг работников Качканарского горно-обогатительного комбината (ЕВРАЗ КГОК). Он организован профсоюзной организацией предприятия, которая протестует против сокращения персонала и заработной платы. В противостояние профкома и администрации ЕВРАЗ КГОК вмешалось правительство Свердловской области. Его глава Денис Паслер провел встречу с трудовым коллективом комбината, на которой стало известно, что руководство решило отказаться от сокращения заработной платы. А вот горняки, как увидел обозреватель "Уралинформбюро", от митинга не отказались.

Ситуация на КГОК в целом стабильная: предприятие работает с прибылью, ведет обновление техники. В частности, с декабря в карьере приступили к работе восемь новых 130-тонных БелАЗов. В 2015 году также были закуплены два колесных бульдозера, автогрейдеры и другая техника.

В Северном карьере прокладываются новые железнодорожные пути, строятся дополнительные перегрузочные пункты, увеличивается производительность труда и наращивается мощность карьера. Комбинат даже в кризис не снижает поставки продукции.

На этом фоне, как гром средь ясного неба, прозвучало предложение менеджмента комбината сократить коллектив и урезать зарплату. Горняки зароптали, что в итоге вылилось в конфликт, тушить который на север Свердловской области отправился премьер Паслер.    

На фото глава Качканарского городского округа Сергей Набоких, председатель правительства Свердловской области Денис Паслер, вице-президент ЕВРАЗа Максим Андриасов 

Трехстороннюю встречу 25 февраля открыл управляющий директор ЕВРАЗ КГОК Владислав Жуков. Он напомнил, что цены на сырье рухнули, поскольку потребление стали в Китае снизилось. В мире отмечается перепроизводство и руды, и металла. Кризис затягивается, и, чтобы сохранить предприятие, надо снизить издержки, поскольку на увеличение продаж рассчитывать не приходится.

Директор ЕВРАЗ КГОК Владислав Жуков (справа)

Руководство предприятия решило сократить затраты на энергетику и информационные услуги, передать часть работ на аутсорсинг и ужать инвестиции. Средний процент снижения по этим статьям составил от 5 до 20%. Экономии оказалось недостаточно, и тогда взор обратили на "священную корову" – фонд оплаты труда.

В январе 2016 года был подписан приказ о сокращении 500 человек. Но вскоре обнаружилось, что у предприятия с таким секвестром могут быть проблемы. Остановились на цифре 250. В качестве альтернативы сокращению Жуков предложил ввести понижающий коэффициент к заработной плате. Коллектив идею не поддержал.

После обсуждения ситуации с профсоюзом администрация вышла с предложением сократить не более 100 человек, учитывая, что 150 сотрудников пенсионного возраста увольняются по соглашению сторон. Плюс к этому планируется изменить оплату труда, введя зависимость поощрения от выручки комбината и показателей себестоимости. Но, как признал сам управляющий директор, вопросов по новой системе очень много, и на них еще предстоит ответить.

Руководитель профсоюзной организации ЕВРАЗ КГОК Анатолий Пьянков заявил, что никто с комбината добровольно уходить не хочет: людей пенсионного возраста принуждают уйти. По его данным, за три последних года уволилось меньше, чем за 15 дней нынешнего февраля. Профсоюз не отрицает экономических проблем в отрасли, но обращает внимание администрации на тот факт, что цены на руду с начала 2016 года выросли на 18%. Коллектив вообще не понимает, зачем надо было 24 декабря подписывать колдоговор, а 15 января издавать приказ о сокращении ФОТ.

Пьянков считает, что сотрудники КГОК такого отношения не заслужили. С ними надо было хотя бы обсудить антикризисные меры, а не выполнять бездумно приказы, спущенные сверху руководством ЕВРАЗ холдинга. Председатель профессиональной организации заявил, что он серьезно относится к своим обязанностям, а потому не позволит превратить профсоюз в социальный отдел при администрации комбината.

Открытое противостояние Жукова и Пьянкова вынудило взять слово присутствовавшего на собрании управляющего директора Нижнетагильского меткомбината (входит в ЕВРАЗ) Алексея Кушнарева. Он сообщил, что впервые за 14 лет НТМК в декабре - январе сработал с убытками. Продажи колес, приносящих наибольший доход, упали, а слябы, хотя и покупаются в прежних объемах, продаются ниже себестоимости. Результат в целом по ЕВРАЗу тоже нехороший. Да, лишь Качканарский ГОК сработал в плюс, но это обманчивое впечатление. "Мы, – заявил Кушнарев, – все сидим в одной лодке, поскольку 80% вашей продукции потребляет НТМК. Нам вместе надо где-то сэкономить и на чем-то заработать".

Горняки пафос Кушнарева не разделили. Из зала посыпались реплики: "Вы говорите, что качканарцы продают вам сырье слишком дорого, а наш директор утверждает, что у нас  себестоимость плохая. Как-то плохо вяжутся между собой эти заявления. Не в том ли дело, что наша продукция идет к вам через торговый дом? Зачем это вообще, если мы в одной связке?"

Алексей Кушнарев пояснил, что он лично был против разделения НТМК и КГОК по разным дивизионам. И с января 2016 года оба предприятия объединены в дивизион "Урал". Теперь можно и разобраться с взаиморасчетами. Раньше качканарцев интересовал только вал. Сегодня он никому не нужен. Комбинату будет выгодно лишь тогда, когда будут расти продажи у металлургов.

Слово взял бывший председатель Качканарской думы Иван Канисев. Он поинтересовался у управляющего директора НТМК, зачем ЕВРАЗ во взаиморасчетах внутри холдинга ориентируется на мировые цены. По мнению экс-спикера, разумнее устанавливать цену, исходя из себестоимости плюс 10% на инвестиции. Сейчас же делается так: себестоимость, допустим, 10 миллиардов, а чистая прибыль 12 миллиардов. "Зачем вы это делаете? – спросил Канисев. – При таком раскладе, конечно, не будет прибыли по вашим слябам. Я думаю, через завышенную цену на сырье КГОК собственники просто уводят прибыль в оффшор".

Кушнарев несколько смешался, сказал, что он всего лишь наемный менеджер, а потом пошел в атаку: "Что вы считаете чужие деньги?". Ответом ему был хохот в зале.

Микрофон взял один из сотрудников комбината. Он напомнил, что коллективу с 2008 года говорят, что комбинат не может полноценно работать. А по отчетам видно, что КГОК ежегодно получает миллиарды прибыли. Сейчас выясняется, что НТМК потерял позиции на рынке колес. Остался сляб, который служит лишь сырьем для металлургических  комбинатов. Рядовой сотрудник КГОК задался вопросом: "Как руководству ЕВРАЗа хватает совести предлагать горнякам заплатить за ошибки высшего менеджмента холдинга?"

Владислав Жуков начал было снова говорить о кризисе на мировых рынках, но его прервали: "А кто виноват в наступлении этого кризиса?" Директор смутился: "Опять мы про то, кто виноват и что делать. Фамилии вам подавай. Вы что, хотите услышать, что виноват Абрамович?"

Горняки, однако, предложили не перекладывать вину на собственника ЕВРАЗа, а разобраться с антикризисными предложениями со стороны менеджмента. Жуков вновь повторил, что пока зарплата составляет 24% в себестоимости продукции комбината, снизить затраты не удастся.

Ответ не устроил Ивана Канисева. Он пожелал узнать, сколько зарплата занимает в цене конечной продукции, а не в себестоимости. Последнюю, полагает он, можно умышленно резко ужать – например, ничего не покупать, не делать ремонты, – и тогда значительно вырастет в процентном отношении фонд оплаты труда. Он может подняться до 50%, и руководство может на этом спекулировать, настаивая на снижении зарплаты.

Жуков возразил Канисеву, что у комбината экономика может быть замечательной, но это ничего не меняет в рамках холдинга. Тот прервал его спич предложением: "Вы продавайте НТМК продукцию с рентабельностью 5%, и тогда продукция НТМК будет дешевле, и он будет работать рентабельно. А если вы загнали рентабельность КГОК до 50% и не собираетесь ее снижать, то зачем тогда зарплату горнякам резать? Что вы тут лапшу нам на уши вешаете?"

Жуков не нашелся что на это ответить. А ему из зала прилетел еще один упрек. Директора спросили, почему ЕВРАЗ не просит помощи у государства, если положение у металлургов плачевное.

Тут в разговор вступил Денис Паслер. Глава свердловского правительства считает, что государству не следует давать денег коммерческим организациям. Иногда, правда, такое бывает – в крайних случаях. Но в других формах поддержки правительство частнику не отказывает. Получает льготы и КГОК – например, по налогу на землю.

Государство, подчеркнул Паслер, помогало и будет помогать бизнесу, если потребуется, но только с целью сохранить предприятие и рабочие места. Премьер проинформировал горняков, что после переговоров профсоюза и администрации комбината Владислав Жуков отказался от идеи сокращения зарплаты и персонала. "Мы решили эту проблему совместными усилиями, – сказал Паслер, – и  поэтому считаю, что проводить митинг неправильно".

Из зала раздались выкрики, что трудовой коллектив сначала продемонстрирует единство, а потом будет разговаривать с управляющим директором. Люди потянулись к выходу. Сколько их выйдет на митинг и с какими лозунгами, покажет последнее воскресенье февраля.

Виктор СТЕПАНОВ

P.S! Пресс-служба ЕВРАЗ-холдинга предложила ряду екатеринбургских СМИ съездить на прошедшую встречу и написать материалы, согласованные с ней, за вознаграждение. "Уралинформбюро" информирует читателей - данный материал не является проплаченным и отражает точку зрения редакции на ситуацию на Качканарском ГОК. Агентство продолжит информировать о реальном положении дел в ЕВРАЗ-холдинге.