Свояк министра посолит дороги Свердловской области
За 67 миллионов рублей.
Внимание "Уралинформбюро" к подготовке среднеуральских дорог к зиме оказалось далеко не лишним. Читатели живо откликнулись на статью о том, что ОАО "Свердловскавтодор" вовремя не заготовило песко-соляную смесь. Об участках гололеда на федеральных и региональных трассах нам сообщали из разных муниципалитетов. Цензура не позволяет привести все эпитеты в адрес нерадивых чиновников и дорожников, а суть их сводится к единому знаменателю – одному из ведущих регионов страны должно быть стыдно перед водителями, чьи машины летят в кювет из-за гололеда, на борьбу с которым вовремя не нашли сил и средств. Последний такой случай – микроавтобус с детьми перевернулся на обледенелой дороге возле Лесного 24 октября.
Начав поиски на извечные в России вопросы "что делать?" и "кто виноват?", корреспонденты "Уралинформбюро" неожиданно выяснили, что надо искать ответ еще на один вопрос – "кому выгодно?". Выгоден, конечно, не гололед, а все, что с ним связано.
На сайте госзакупок мы обнаружили, что ОАО "Свердловскавтодор" только на закупку технической соли "Галит" (она составляет 10-15% в противогололедной смеси) для нынешней зимы должен потратить 78,5 миллиона рублей. По традиции соль закупается в ПАО "Уралкалий", но почему-то не напрямую. Производитель готов хоть сейчас поставить ее в Екатеринбург по цене 2 238 рублей (класс А) и 2 000 рублей (класс Б) за тонну. Это без учета 15% скидки за объем, который для Свердловской области, разумеется, внушительный.
А теперь посмотрим результаты закупочных процедур, совершенных "Свердловскавтодором". Отметим, что данное предприятие находится в федеральной собственности и терпит финансовую катастрофу. Долг дорожников перед кредиторами – около 1 миллиарда рублей. То есть деньги для них на вес золота и должны экономиться.
25 августа "Свердловскавтодор" проводит закупку 5 040 тонн "Галита" на сумму 11,626 миллиона рублей у единственного поставщика, которым стало ЗАО "КЭНПО-Трейд". Это – трейдер "Уралкалия". Тонна соли обошлась в 2 306 рублей. При этом неизвестно, какого класса "Галит" был закуплен – документация закупки не содержит необходимого требования. По умолчанию, видимо, можно поставить более дешевый класс Б. И неплохо заработать на пересортице.
Эксперты указали "Уралинформбюро" на то, что данная закупка вызывает подозрение. Согласно внутреннему положению "Свердловскавтодора" и размещенной на сайте госзакупок информации, так закупать соль для 6-ти ДРСУ, обслуживающих федеральные трассы, было нельзя.
Мы попытались узнать позицию ЗАО "КЭНПО-Трейд", отправив в компанию соответствующий запрос. Но нам отказались отвечать, сославшись на коммерческую тайну. При этом посоветовали обратить внимание на вторую закупку, датированную 17 сентября.
И, действительно, она весьма интересна. Во-первых, своим объемом – 26 648 тонн. Это соль для 11-ти ДРСУ, обслуживающих дороги регионального значения. На аукцион "Свердловскавтодора" заявились две компании. Победителем было признано пермское ООО "ИнфраТех", предложившее цену в 66,97 миллиона рублей. Стоимость тонны "Галита" (опять же без указания класса) составила 2 513 рублей. Как видите, разница с ценой производителя все больше!
Мы сравнили прошлогодние солевые закупки "Свердловскавтодора" с нынешними. Тогда в компании были другой директор и сроки действия договоров. Все обязательства поставщика и заказчика ограничивались Новым годом. И в этом есть здравый смысл – "Галит" (с указанием класса!) поставлялся до начала гололедного сезона. А что же нынче? Срок действия контракта с "ИнфраТех"… 31 мая 2016 года. Кстати, с "КЭНПО-Трейд" договор до 31 декабря 2015 года. И, как нам известно, соль уже поставлена, а оплата пока что не завершена.
"Уралинформбюро" стало изучать профиль ООО "ИнфраТех". Никогда ранее эта пермская компания не занималась поставками соли. Её специализация – энергоаудит и тепловое оборудование. В кодах ОКВЭД нет даже намека на торговлю нерудными материалами, т.е. солью. Директор – Старостин Станислав Юрьевич.
А теперь внимание! Старостин С.Ю. женат на Римме Валерьевне Иост (девичья фамилия). У нее есть младшая сестра – Евгения Валерьевна Иост. Вы удивитесь, но она - жена министра транспорта и связи Свердловской области Александра Сидоренко. Для тех, кто хочет проверить наши сведения, – добро пожаловать в социальные сети (пока сестры Иост не удалили оттуда скопированную "Уралинформбюро" информацию).
Мы попытались оценить прибыль компании "ИнфраТех" за счет разницы в цене с прайсом "Уралкалия", где она, собственно, и закупит "Галит". Если пермяки будут закупать соль класса Б, то с 15% скидкой на весь объем она может составить 21,6 миллиона рублей! По сути, это чуть ли не треть стоимости их контракта со "Свердловскавтодором".
"Уралинформбюро" дозвонилось до Станислава Старостина. По телефону он отвечать на наши вопросы отказался. На письменный запрос ответа также не последовало. Больше поговорить с директором "ИнфраТех" мы не смогли – он не отвечал на наши звонки. А так хотелось узнать подробности исполнения контракта – почему, в частности, в подразделениях "Свердловскавтодора" до начала гололеда не оказалось нужной соли? И какова роль министра Сидоренко в этой столь выгодной для свояка закупке?
На самом деле солеными "хвостами" этих контрактов должны заниматься не журналисты, а силовые структуры. Им и поставщики, и заказчик, и министр Александр Сидоренко будут обязаны дать ответы на все неудобные вопросы. Поэтому "Уралинформбюро" передаст все добытые в ходе собственного расследования материалы в ФСБ, МВД и прокуратуру. Ну, и в ОНФ, который ведет мониторинг государственных закупок. Мы обязательно расскажем, что будет дальше.
Вадим ДЫНИН