Деньги на асфальте

Областные власти могут упустить из рук "Свердловскавтодор".

Акции ОАО "Свердловскавтодор" (САД), принадлежащие Мингосимуществу РФ, вторично выставлены на торги Российским аукционным домом (РАД). Первый аукцион, назначенный на 3 июня, не состоялся из-за отсутствия заявок.

Сейчас аукционисты готовят переоценку (госпакет первоначально выставлялся за 2,45 миллиарда рублей), после чего будут объявлены повторные торги. На переоценке скажутся значительно "просевшие" финансово-экономические показатели свердловских дорожников: со времени последнего отчета осенью 2014 года выручка "Свердловскавтодора" сократилась на 30%.

Последние три года предприятие находится в полуобморочном состоянии, минувший год закончен с убытком в 246 миллионов рублей. В арбитражные суды к нему подано около десятка исков, в том числе о несостоятельности. Всю нынешнюю весну САД сотрясали протестные акции, связанные с неэффективным менеджментом, отсутствием заказов и сокращением персонала. Гендиректор Дмитрий Рыбин после вмешательства Росимущества был отстранен от должности.

Губернатор Евгений Куйвашев поручил региональному правительству подготовить обращение в российский кабмин с просьбой передать САД в собственность Свердловской области. В это время предприятие как раз готовили к продаже на аукционе: по федеральной программе приватизации "Свердловскавтодор" должен уйти с молотка. Позиция государства однозначна: организации со 100% госучастием неконкурентоспособны и должны быть приватизированы.

Накануне первых торгов обозреватель "Уралинформбюро" связался с представителями РАД и выяснил, что никаких указаний от Росимущества о приостановке продажи "Свердловскавтодора" там не получали. В Федеральном агентстве по управлению госимуществом об обращении свердловчан также не слышали. А чтобы "отмотать" процесс назад, потребуется много времени и бюрократических процедур. Для начала необходимо исключить предприятие из списка приватизации. Это решение должно принять правительство РФ после всевозможных межведомственных согласований. 

В министерстве по управлению госимуществом Свердловской области не смогли утвердительно ответить на вопрос: было ли отправлено в Москву официальное письмо с просьбой рассмотреть возможность передачи акций САД в собственность региона. "Было поручение подготовить обращение в Мингосимущество, но тогда предприятие как раз выставлялось на торги. Торги не состоялись, и никаких новых вводных или поручений по этому поводу у нас нет", - пояснили в МУГИСО. 

Сейчас акции "Свердловскавтодора" снова выставлены на продажу. Это означает, что на безвозмездную передачу актива региону надеяться не стоит. Выкупить же их не на что, деньги на это в областном бюджете не заложены, зато не исключено, что в этот раз найдется покупатель со стороны. 

В РАД по-прежнему считают актив высоколиквидным. Предприятие - "дорожный" монополист Свердловской области. Обслуживает 625 километров трасс федерального значения, 7 368 километров областных и муниципальных автомобильных дорог. Доля государственного заказа в общем объеме работ превышает 70%, стоимость действующих договоров - почти 3 миллиарда рублей. "Свердловскавтодор" имеет в регионе 16 филиалов (ДРСУ) с полноценными производственными базами и техникой для дорожных работ. Кроме того, владеет изрядным набором недвижимости - проектный институт, здания общей площадью 202 тысячи квадратных метров и более 325 тысяч "квадратов" земли.

Этот объем недвижимого имущества, по мнению директора Российского аукционного дома Андрея Степаненко, при грамотном обращении может стать источником существенного дохода для будущего владельца. Неиспользуемые активы в виде земельных участков с объектами недвижимости находятся вблизи основных автомобильных магистралей и легко могут быть перепрофилированы под объекты дорожного сервиса. Таким образом инвестор сможет компенсировать затраты на приобретение актива. 

Расчет в программе приватизации делается на то, что рыночные процессы и механизмы вдохнут жизнь в неконкурентоспособное предприятие. Но поскольку вопрос наличия в России этого самого рынка до сих пор вызывает споры, то приватизация САДа чревата тем, что внушительное предприятие попросту раздербанят на части и распродадут.

Анатолий ГОРЛОВ