Что вы хотели спросить у Грефа?

Найдите ответ на свой вопрос здесь.

Глава Сбербанка России Герман Греф прочитал лекцию в Уральском федеральном университете и ответил на вопросы студентов. Он, как обычно, был резок в выражениях, не всегда справедлив в суждениях, порой многословен и излишне задирист, но его высказывания по ключевым проблемам России заслуживают публикации на сайте "Уралинформбюро". 

О гордыне

Гордыня предшествует падению. Как только вы сказали "Я самый-самый", с этой секунды начинается падение. Не надо надуваться, а нужно работать над собой. Это касается всех – в том числе и тех, кто учит. Я не представляю себе преподавателя вуза, который сегодня не владеет английским языком. Потому что вся самая передовая литература в мире издается на английском языке. Если хотите быть конкурентоспособными, тратьте свое драгоценное время на языки.

Об образовании

Самое главное для нас сегодня министерство – это министерство образования. Наша система обучения, начиная с детского сада и заканчивая высшим учебным заведением, абсолютно неконкурентоспособна. Соответственно, неконкурентоспособны в подавляющем большинстве выпускники наших вузов. Наша задача – изменить эту ситуацию. Начинать надо с детсада, потому что 80% знаний человек получает в возрасте до 7 лет.

И здесь, мне кажется, не надо перекладывать задачу друг на друга: мол, я отвечаю только за финансы или подготовку студентов. Нет, это - наша совместная задача. Мы учим ребенка самой разной чепухе, которая ему никогда не пригодится, и не учим самому главному: не развиваем эмоциональный интеллект и креативность.

О целях

Мы как-то с коллегами по правительству выезжали большой группой в Массачусетский технологический институт и долго мучили профессорский состав вопросами о том, что является главным показателем эффективности их деятельности. Они говорят: "Количество созданных рабочих мест". Казалось бы, при чем тут вуз и рабочие места? Но это именно так: ключевой показатель, за который институт отчитывается перед государством, это - количество созданных рабочих мест.

Если технологии, которые изобретает вуз, не внедряются, то это расценивается как виртуальная деятельность. Реальная связь науки и производства – вот главная цель американского вуза. У нас, к сожалению, вузы сегодня финансово весьма состоятельны, и поэтому могут не обращать внимания на работодателя. Превратившись в доступные лавочки по продаже дипломов, они перестали формировать у студентов навыки, за которые работодатель готов платить деньги. Здесь кроется корень неконкурентоспособности нашей системы образования. 

О реформах

Мне сегодня один наш сотрудник сказал: "Мы все время в состоянии изменения. Система управления меняется то так, то этак. Когда, в конце-концов, наступит какая-то стабильность?". Никогда. Стабильность и покой означают, что вы находитесь на кладбище. Сейчас мир настолько быстро меняется и настолько увеличивается конкуренция в этом мире, что нельзя терять ни одного дня, ни одного часа. 200 лет назад на Земле проживало меньше миллиарда человек, а сегодня 7 миллиардов, из которых очень большое количество людей в развивающихся странах готовы работать день и ночь, чтобы занять свое место под солнцем. У нас огромное количество конкурентов. Поэтому надо постоянно самосовершенствоваться.

О менеджменте

Когда вы придете ко мне, мне надо, чтобы вы владели не абстрактными знаниями, а могли управлять людьми. А это значит, что вы должны ответить на пять вопросов: "Что делать? Как делать? Кто будет делать? Как измерять результат? Удовлетворен ли тот, для кого это делалось?". Чтобы ответить на эти вопросы, надо овладеть рядом технологий. Следует, например, правильно формулировать цели. Беда России в том, что здесь часто предлагают "пойти туда, не знаю куда, и принести то, не знаю что". Мой десятилетний опыт работы в правительстве говорит о том, что подавляющее количество целей ставится именно так: "Повысить доступность образования… Довести его уровень до среднемирового…".

О терминах

Я посмотрел структуру Уральского федерального университета. За основу был взят чисто западный подход: университет состоит из институтов. При этом я удивился, почему одно из подразделений называется "Институт государственного управления и предпринимательства". И понял, откуда истоки нашей коррупции: наверное, от вас. Все-таки это абсолютно два разных профиля – госуправление и предпринимательство. Не дай Бог, иметь предпринимателей в правительстве!

Лекцию Г.Грефа прослушал Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ