"Черная Ласточка" для среднеуральского правительства

Перед дождем убытков?

В марте 2015 года СП "Уральские локомотивы" должно передать ОАО "РЖД" девять электропоездов "Ласточка", собранных в Верхней Пышме. А правительство Свердловской области 11 марта намерено определиться, будут ли немецко-российские электрички курсировать по Среднему Уралу.

Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", принять решение будет непросто: средств на закупку дорогих вагонов в региональном бюджете нет, а в лизинг они могут и не окупиться. Кроме того, в Свердловской области нет инфраструктуры для сервисного обслуживания составов, как и нет понимания, за счет каких источников ее создавать. Ну, и самое главное: чиновники опасаются, что поезда будут ходить полупустыми после двукратного подорожания билетов.

Представители ОАО "РЖД" утверждают, что для обновления подвижного состава необходимо 10 миллиардов рублей в год. До 1 января 2015 года монополия закладывала эти средства в инвестиционную программу, закупала электропоезда и передавала их в аренду дочерним пригородным компаниям. Однако в начале этого года правительство РФ запретило подобную схему, переложив бремя закупок на "дочек" и региональные бюджеты, а денег на это у них нет.

По словам начальника отдела министерства транспорта и связи Свердловской области Дмитрия Шумкова, для организации одного маршрута требуется как минимум четыре электропоезда стоимостью 450 миллионов рублей (цена традиционной российской электрички – 150-200 миллионов). В региональном бюджете "лишних" 1,6 миллиарда рублей нет. Расчеты же показывают, что прямые покупки "Ласточек" позволят им окупиться через 15 лет. Лизинг и аренду подвижного состава рассматривать нет смысла – вагоны быстрее спишут в утиль, чем за них расплатятся.

Коммерческий  директор ОАО "Демиховский машиностроительный завод" Александр Лошманов утверждает, что ремонт полностью отечественного поезда обходится в 1,7-2 раза дешевле, чем "Ласточки", хотя это и сугубо теоретические расчеты: каковы будут по факту затраты на обслуживание немецко-российских электричек, сказать пока сложно – особенно учитывая изменившееся соотношение курса евро-рубль после декабря 2014 года.

Пресс-служба "Уральских локомотивов" подчеркивает, что стоимость обслуживания уральской "Ласточки" будет меньше немецкого оригинала (2,5 евро за вагоно-километр). Но в любом случае цифры впечатляют: если контракт между совместным предприятием и РЖД на поставку 1200 вагонов будет выполнен, то обеспечение их жизненного цикла составит сотни миллиардов рублей убытка!

Ситуация усугубляется тем, что в Свердловской области, где производят "Ласточки", нет пунктов их подготовки в рейс. Правами на сервисное обслуживание поездов обладает компания Siemens, и переговоры о делегировании прав россиянам еще даже не начались. 

В Москве и Сочи немцы согласились построить депо стоимостью 5 миллиардов рублей. Согласятся ли на Среднем Урале – неизвестно. В правительстве Свердловской области на всякий случай поискали вероятные площадки, где можно проводить сервисное обслуживание. Вроде бы нашлись подходящие, но выяснился один нюанс: если будет неисправность по колесным парам, то потребуется покупать станок за 400 миллионов рублей.

Совет потребителей при ОАО "РЖД" считает, что для организации перевозок электричками нужно разрабатывать новые формы поддержки пригородных компаний – как со стороны монополии, так и со стороны государства. Каковы эти формы могут быть – пока непонятно. За границей дотирование железнодорожных перевозок происходит из федерального бюджета. В России эту почетную обязанность переложили на регионы, которым бы справиться с погашением выпадающих доходов, а не то чтобы с сервисной инфраструктурой.

Заместитель министра транспорта и связи Свердловской области Василий Старков говорит, что бюджет готов компенсировать выпадающие доходы, связанные с регулированием тарифов, но брать на себя дополнительные затраты не планирует. Соответственно, при выборе подвижного состава будут рассматриваться не только затраты, но и доходная часть. А вот с ней-то, похоже, будет все очень сложно.

По словам Д.Шумкова, есть опасения, что "Ласточки" будут ходить полупустыми: расчеты показывают, что цена билета вырастет не менее чем в два раза. Примеры других регионов свидетельствуют о том, что переложить на население производственные затраты не получается. Если же доходы на маршрутах, обслуживаемых "Ласточками", окажутся меньше, чем сегодня, то это поставит крест на немецком чуде.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ

Актуальное