Цирк Забарского
В исполнении ФАС.
Федеральная антимонопольная служба России в очередной раз помешала ОАО "Корпорация Развития" выбрать подрядчика для завершения строительства моста через реку Надым. Мостовой переход, без которого нельзя начать возведение железной дороги Салехард – Коротчаево, должны были закончить еще в прошлом году, но, похоже, не сдадут и в нынешнем. Как стало известно "Уралинформбюро", ФАС под весьма сомнительными предлогами тормозит проведение конкурса. Оператор проекта подозревает, что государственный орган втянули в грязную игру недобросовестные предприниматели, желающие погреть руки на бюджетных деньгах.
Мост через Надым, являющийся очень важной частью Северного широтного хода, начала строить в 2011 году компания "Мостострой-12". Но ее работа не устроила заказчика: по словам заместителя руководителя корпорации Тимура Хакимова, подрядчик игнорировал проектную документацию, экономил на материалах и объемах работ. Проведенная в 2014 году немецкой компанией DB International GmbH экспертиза выявила крупные приписки и низкое качество сооружения.
Однако "Мостострой-12" не считал себя виноватым и обратился в суд с иском о взыскании якобы недоплаченных ему 2,5 миллиарда рублей. Ничего необычного в поведении руководителя компании Александра Забарского нет: он и раньше не раз сдавал объекты с недоделками и не расплачивался с субподрядчиками. Например, при реконструкции развязки в Тюмени он не заплатил 613 тысяч за рабочую документацию ОАО "Уралгипротранс" и положил в карман незаработанные деньги. Как установило Управление инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области, подрядчик игнорировал проектную документацию и не выполнил ряд работ, за что был оштрафован судом.
Естественно, после такого кульбита "Корпорация Развития" отказалась от услуг г-на Забарского и объявила конкурс среди подрядчиков для окончания строительства перехода. "Мостострой-12" решил принять в нем участие через ООО "ТСМ", которое является единственным участником ООО "СП Фоника", владеющего в свою очередь "Мостостроем-12". Однако в корпорации не сочли нужным отдавать мост компании, у которой нет ни опыта возведения таких сооружений, ни специалистов, ни производственной базы. Поэтому победителем конкурса была признана компания "Мостострой-11".
После объявления его результатов ООО "ТСМ" обратилось в ФАС с жалобой на корпорацию, которая якобы "заточила" конкурс исключительно под победителя. И после этого началось самое интересное. Жалоба поступила к антимонопольщикам 18 декабря 2014 года, но корпорация о ней узнала только 23 декабря, когда писать возражения на нее было поздно: рассмотрение назначили на 25 декабря.
ФАС не удовлетворила жалобу, но обязала заказчика внести исправления в закупочную документацию. При этом антимонопольщики явно тянули время: решение и предписание они выставили на сайте лишь 14 января, хотя по законодательству обязаны были это сделать в течение трех дней. Корпорация внесла изменения уже 16 января, а второго февраля от ТСМ поступила в ФАС очередная жалоба, о которой корпорация узнала лишь 10 февраля.
Слушание назначили на 12 февраля, то есть антимонопольная служба в очередной раз нарушила регламент. Но самое интересное даже не в этом. ТСМ в новом конкурсе участия не принимала, и, соответственно, ее права никак нарушены быть не могли. Но ФАС приняла жалобу и 12 февраля вынесла новое предписание корпорации.
Для экспертов стало очевидно, что Забарский каким-то образом "околдовал" сотрудников антимонопольной службы и направил их усилия на срыв конкурса как такового. О справедливости такого предположения говорит следующий факт: 19 декабря, то есть через день после обращения в ведомство Игоря Артемьева, ООО "ТСМ" направило в арбитраж заявление, в котором попросило суд запретить ОАО "Корпорация Развития", их представителям и другим лицам осуществлять строительно-монтажные работы или вносить любые изменения в объем произведенных работ на объекте. В качестве обеспечительной меры предлагалось приостановить открытый конкурс "на право заключения договора генерального подряда на выполнение работ по завершению строительства мостового перехода через реку Надым".
Суд оснований для отмены конкурса не нашел, что, видимо, и вызвало к жизни идею замотать его проведение. И инструментом проведения этого плана, похоже, стала ФАС, которую не особенно волнует, что мост через Надым является объектом особой стратегической важности, а сам Северный широтный ход находится на контроле администрации президента РФ.
Любопытно, что сотрудники антимонопольной службы вольно или невольно стали лоббировать в этой истории интересы иностранных предпринимателей: не лишне напомнить, что в учредителях "Мостостроя-12" числится ООО "Совместное предприятие Фоника", а сам г-н Забарский имеет двойное гражданство. Может, Северный широтный ход, имеющий непреходящее значение для развития Крайнего Севера России элементарно "заказали" конкуренты?
Виктор ПЕТРОВ