Россию "сливают"

С помощью блокады и слабого рубля.

Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард назвала хорошей новостью снижение цен на нефть. Дешевые углеводороды, полагает она,  позволят многим странам выйти из стагнации: рост экономики в США, например, составит 3,5%. Но будут и проигравшие – экспортеры "черного золота". В том числе и Россия, которая, по словам Лагард, станет более "хрупкой и уязвимой" из-за низких нефтяных цен.

Впрочем, как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", у нашей страны есть серьезный козырь на руках –  военная мощь, которая позволяет не быть пешкой в глобальном мире. Весьма вероятно, что главная проблема России не в американцах, которые всеми правдами и неправдами пытаются обрезать ей валютные доходы, а в собственных чиновниках, которые проводят весьма спорную финансовую политику.

Большинство экспертов сходится в том, что основной причиной падения цен на нефть стало ее перепроизводство: ежедневно на рынок поступает лишних 300 тысяч баррелей. Некоторые политологи грешат на боевиков "Исламского государства" (ИГ), которые якобы наводнили рынок дешевой нефтью. Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров говорит, что это не так:  ИГ добывает в сутки всего 100 тысяч баррелей, а ОПЕК – 30 миллионов.

По мнению руководителя экспертно-аналитического управления ГУ "Институт энергетической стратегии" Алексея Белогорьева, лишними баррели стали по вине США, которые сократили накачку своей экономики долларами, прямиком шедшими на нефтяной рынок. Снижение притока спекулятивных капиталов потянуло цены вниз. Кроме того, американцы решили нормализовать отношения с Ираном, которые до того очень сильно нервировали биржевых игроков. Успокоение рынка совпало с замедлением мировой экономики – особенно в таких странах, как Китай, – и нефти "на круг" стало потребляться меньше.

Анализ глубинных причин падения цен на "черное золото" позволяет сделать вывод, что за его переизбытком стоит большая политика. Советник президента РФ, академик Сергей Глазьев полагает, что для США "критически важно сохранить право эмиссии мировой валюты, так как оно позволяет осуществить модернизацию своей экономики за счет остального мира".

Модернизируются же Штаты с той целью, чтобы другие страны не "спрыгнули" с доллара. Ради этого они пытаются быть впереди планеты всей, регулярно обновляя технологические уклады. Передовые технологии вынуждают мировое сообщество подсаживаться на "зеленые", чтобы инвестировать их в развитие промышленности США.

Именно модернизация экономики побудила американское правительство вкладываться в добычу дорогой сланцевой нефти. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин отмечает дальновидность этой идеи: поддержав проект, Белый дом сумел привлечь в отрасль средний бизнес, что сказалось на объемах добычи и ценах на нефть.

Снижение стоимости энергоносителей дало толчок развитию экономики, о чем сегодня так мечтает весь мир. Получение дополнительной прибыли позволит США прыгнуть на новый технологический уровень, а это нравится далеко не всем – например, России и странам ОПЕК, которые хотели бы, чтобы мир еще долго потреблял их углеводороды.

Однако нефтедобывающие страны не смогут помешать американцам модернизировать свою экономику. Ближний Восток полностью зависит от США. Выскочившее как черт из табакерки "Исламское государство" сильно напугало Саудовскую Аравию и ряд арабских государств. Они осознают, что военную безопасность им могут обеспечить только Штаты, отчего ОПЕК, уверяет Семен Багдасаров, никогда не пойдет на сокращение нефтедобычи.

По мнению проректора РЭУ им. Плеханова Сергея Маркова, арабам, вероятно, объяснили, что низкие цены нужны для совершения госпереворота в России, после чего "Газпром" и "Роснефть" сменят собственника, а цены пойдут вверх. Получив долю в ведущих российских нефтегазовых компаниях, страны ОПЕК, зависящие от США, легко отобьют потери от снижения нефтяных котировок. Американцы же сорвут еще больший куш: экономическими методами устранят опасного политического конкурента.   

Опасной Россия стала после того, как отказалась участвовать в свержении президента Сирии и в санкциях против Ирана. Например, лишь благодаря позиции стран БРИКС американцам не удалось организовать иранцам нефтяную блокаду. Такого политики не прощают: для многих не секрет, что санкции против РФ ввели вовсе не из-за Украины, а из-за политики на Ближнем Востоке.

Запад не собирается останавливаться только на технологических санкциях: в планах США – вытеснение РФ с нефтегазового рынка, что резко сузит ее суверенитет. Евросоюзу в ультимативном порядке было предписано диверсифицировать поставки углеводородов. ЕС договорился с Азербайджаном и Туркменией  о прокладке трубопровода TANAP через территорию Турции. Это - альтернатива "Южному потоку", который Владимир Путин  пообещал  закрыть, но проект рискует провалиться из-за разногласий союзников.

Директор Исследовательского центра "Ближний Восток – Кавказ" Станислав Тарасов утверждает, что Штаты заморозили TANAP из-за отказа Турции воевать с ИГ. В сложной геополитической ситуации президент Тайип Эрдоган предложил России создать альянс с Ираном и проложить газовую трубу в Европу по территории Турции. 

Понятно, что если проект состоится, то ни о какой маргинализации России речи быть не может. Но эксперты относятся к нему довольно скептически. Алексей Белогорьев полагает, что "Газпром" отказался от "Южного потока" потому, что у него сейчас нет свободных средств: надо строить "Силу Сибири", а Китай соглашается дать денег лишь при очень существенных скидках на газ. Поэтому с "Южным потоком" решили повременить. Откажутся от него вряд ли: только за последние два года в проект вложено 150 миллиардов рублей.

Семен Багдасаров напоминает, что Анкара хочет стать глобальным игроком на рынке углеводородов, замкнув на себя поставки азербайджанского, российского и туркменского газа.  Кроме того, она подписала контракт на 50 лет с Иракским Курдистаном о прокачке нефти и пытается реанимировать поставки газа из Ирана, прерванные в 1996 году.

Появление такого супертранзитера на нефтегазовом рынке вряд ли обрадует Евросоюз: играть на геополитическом поле Западу станет еще сложнее. Получается, в интересах и РФ, и ЕС – договориться о прямых поставках через Черное море, но партнеры все дальше отдаляются друг от друга.

Россия может утешать себя мыслью, что Евросоюз не самостоятелен в своих решениях и действует в пользу США, вредя своей экономике. Но на стабильность рубля это вряд ли повлияет. Очевидно, что он падает по двум фундаментальным причинам: из-за технологических санкций и вытеснения России с нефтегазовых рынков. Эксперты при этом подчеркивают, что сальдо счета текущих операций, отражающее соотношение экспорта и импорта, вполне приличное, то есть страна могла бы развиваться и при нынешних ценах на нефть. Но не развивается из-за политики Центробанка.

Сергей Глазьев убежден, что целью Банка России является свободное движение капитала, а не расширение влияния рубля. При такой политике отечественная валюта объективно вытесняется более развитыми долларом и евро. Это, естественно, на руку США и Европе: пока нефтяники бьются за суверенитет страны, расширяя свое присутствие на международных рынках, родной Центробанк "сливает" его, подсаживая финансовую систему на иностранную валюту.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ