Калийные грабли
В крепком рассоле.
Продолжает увеличиваться воронка, образовавшаяся на поверхности земли после попадания грунтовых вод в калийный рудник "Соликамск-2". По данным администрации города, производятся сейсмологический мониторинг и откачка рассолов из четвертой северо-восточной панели СКРУ-2.
Губернатор Пермского края Виктор Басаргин утверждает, что ситуация развивается далеко не по негативному сценарию. Но, как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", судьба аварийного рудника практически предрешена: и государству, и собственнику (ОАО "Уралкалий") проще закрыть застрахованное производство, чем ликвидировать последствия неграмотной добычи калийных солей.
Бывший главный горняк СКРУ-2 Игорь Челышев полагает, что затопление рудника произошло из-за разрушения водозащитной толщи. Почти 20 лет спустя после обрушения кровли очистных камер и взрыва внутрипластовых газов. "Крыша" же у рудника "поехала" потому, что не были вовремя сделаны закладки пустот: по проекту очистные камеры следовало заложить в течение 20 лет, но горняки безнадежно опоздали.
В 1986 году (после затопления третьего калийного рудника в Березниках) Челышев написал руководству письмо, в котором попросил ускорить закладочные работы, чтобы к 1995 году успеть "замуровать" камеры, с которых начиналась эксплуатация рудника "Южный" в Соликамске (СКРУ-2). Но предложение специалиста проигнорировали – и получили землетрясение в том самом 1995-м.
Подобной же точки зрения придерживается эксперт ЗАО "НТЦ "Промышленная безопасность", доктор технических наук Борис Лаптев. По его мнению, разрушение напряженных земных пород происходит обычно после соприкосновения с техногенным фактором, то есть после вмешательства человека. Ученый на протяжении многих лет рекомендовал добытчикам хлористого калия не скупиться на геологоразведку, выявлять склонности пород к разрушению и оперативно корректировать порядок и схему отработки пластов.
Но "высокое начальство" не могло согласиться с такой трактовкой событий, и "историю" рудника слегка поправили. Оказывается, не падение кровли и взрыв газа спровоцировали землетрясение, а, наоборот, природный катаклизм привел к обрушению целиков. Соответственно, правильные выводы после аварии сделаны не были.
Среди экспертов ходит версия, что бюджетные средства, выделенные на ликвидацию последствий той катастрофы, были потрачены не по назначению, то есть закладки в полном объеме сделаны не были. Так ли это было на самом деле, сегодня проверить сложно.
В пресс-службе регионального ГУ МВД России "Уралинформбюро" сообщили, что "следователи органов внутренних дел Пермского края не возбуждали и не расследовали уголовные дела, связанные с хищениями и иными злоупотреблениями при использовании бюджетных средств, выделенных в 1995 году на ликвидацию последствий аварии на руднике СКРУ-2 в городе Соликамске".
Из ответа главка точно следует, что должностные лица акционерного общества к ответственности не привлекались. Проводилась ли проверка по факту злоупотреблений, нынешние сотрудники полиции сказать не могут, а старых практически не осталось. По этой же причине не смогла сказать, насколько эффективно расходовались средства при ликвидации аварии на СКРУ-2, и начальник контрольно-ревизионного управления Минфина Пермского края Наталья Калясева.
Игорь Челышев говорит, что пустоты после аварии заложили добросовестно, и поэтому не стоит ожидать провалов в других местах Соликамска. Но вот директор Горного института Уральского отделения РАН Александр Барях, видимо, так не думает. По его словам, в настоящее время идет укрепление перемычки между первым и вторым рудниками, а также осуществляется закладка пустот.
Глава правительства Прикамья Геннадий Тушнолобов заявил недавно, что на СКРУ-2 незаложенными остаются до 30% камер. Возможно, и больше: верить данным ОАО "Уралкалий", которому с 2011 года принадлежат соликамские рудники, не стоит. Сотрудник Центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора по городу Соликамску Игорь Утэнин утверждает, что после присоединения ОАО "Сильвинит" к "Уралкалию" на СКРУ-2 стали ощутимо подрастать отвалы, на основании чего он сделал вывод об увеличении пустот под землей.
Жители города подозревают, что затопление второго рудника произошло из-за безответственности руководства "Уралкалия". После землетрясения 1995 года нарушилась целостность водозащитной толщи, и специалисты опасались, что рассолы очень быстро окажутся в забое, но этого не произошло, потому что трещины в породе замазала глина. Борис Лаптев убежден, что даже при высокой скорости оседания водозащитной толщи можно было не допустить просачивания воды в подрабатываемые соляные породы. Тем не менее, именно это и произошло на СКРУ-2.
В канун ЧП, рассказывают горожане на сайте vsolikamske.ru, горные комбайны вторглись на участки, граничащие с местом провала (там пласт богаче), и, видимо, нарушили глиняную толщу. Пока "Сильвинит" был независимым предприятием, работы в этой зоне не велись, поскольку менеджеры понимали, насколько это опасно. Руководители "Уралкалия", пришедшие к управлению совсем недавно, вероятно, не представляли последствий своих шагов и получили очередной "сюрприз".
В рассоле оказались магистральные конвейеры, новый комбайн, насосы, подстанции, фидера и много другой электрики – в том числе и импортной. Сотрудники СКРУ-2 предполагают, что под шумок часть оборудования элементарно "списали": мол, в шахте утонуло.
Спасти второй рудник, уверен Игорь Челышев, можно, но Ростехнадзор опасается "продолжения банкета" и убеждает власти его закрыть. "Уралкалий", похоже, сопротивляется несильно: в июне 2014 года "ВТБ Страхование" и "СОГАЗ" застраховали имущество и убытки компании от остановки производственных площадок, а также ответственность при эксплуатации опасных объектов.
Эксперты считают, что пока топ-менеджеры "Уралкалия" не начнут расплачиваться за техногенные аварии из собственного кармана, они продолжат наступать на одни и те же грабли. Пока же их благосостояние лишь растет: после слияния "Сильвинита" и "Уралкалия", подозревает Игорь Утэнин, доходы приезжих менеджеров увеличились на порядок.
Виктор СТЕПАНОВ