Мост в будущее
Предлагает построить губернатор ЯНАО.
Правительство России выделило дополнительно 24 миллиарда рублей на строительство морского порта Сабетта, который необходим для создания современного производства сжиженного природного газа на Ямале. Эксперты утверждают, что реализация данного проекта, а также Северного широтного хода принципиально важна для освоения арктических нефтегазовых провинций.
Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", добыча "жирного" газа в труднодоступных местах будет иметь смысл лишь в том случае, если в ЯНАО параллельно начнет развиваться нефтехимическая промышленность. А она без протяженной широтно-меридиональной железной дороги существовать не сможет.
За последние десятилетия Ямало-Ненецкий автономный округ поставил на рынок около 16 триллионов кубических метров природного газа. Активная разработка Медвежьего, Ямбургского, Уренгойского и Вынгапуровского месторождений позволила России стать ключевым поставщиком голубого топлива в Европу. Но в последние годы добыча газа на этих уникальных источниках сильно сокращается, поскольку процент извлечения углеводородов достиг уже 60-80%. Очевидно, что России для сохранения своих позиций на мировом рынке нужно искать замену истощившимся месторождениям.
Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин сообщил участникам сентябрьского форума в Сочи, что к настоящему времени разведанные запасы газа на суше составляют 10,7 триллиона кубических метров и еще 2 триллиона кубометров можно добыть на шельфе (Ленинградское и Русановское месторождения). При этом Гыданский полуостров исследован лишь на треть, а акватории Обской и Тазовской губ и того меньше. По мнению главы региона, сейчас необходимо наращивать минерально-сырьевую базу, поскольку от начала геологоразведочных работ до промышленного освоения проходит до десяти лет.
Экспертам очевидно, что ЯНАО еще много десятилетий будет основным российским поставщиком газа: его общие запасы на суше и на шельфе оцениваются в 147 триллионов кубометров (не считая 10 миллиардов тонн газового конденсата). Однако проблема заключается в том, что "сухой" газ заканчивается и надо переходить теперь на "жирный", который добывать сложнее и дороже. Но деваться, похоже, некуда: пойти на дополнительные затраты придется, учитывая уже построенные в регионе города и промышленную инфраструктуру, нацеленную на добычу природного газа.
Эксперты между тем считают, что добывать "жирный" газ вполне можно и с выгодой, если неподалеку от источника сырья наладить выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью и организовать ее доставку потребителю. Нефтехимик Алексей Панкин полагает, что получение и переработка широкой фракции легких углеводородов на месте позволит решить сразу несколько проблем: сократить количество трубопроводов для первичной транспортировки газа, отказаться от продуктопровода "Ямал - Поволжье" для доставки ШФЛУ на нефтехимические заводы (что само по себе небезопасно, если вспомнить два сгоревших пассажирских поезда в 1989 году из-за утечки этанизированной ШФЛУ), снизить затраты на хранение и доставку товарной продукции – твердого полимера.
Реализовать вышеизложенную схему поможет окончание строительства Новоуренгойского газохимического комплекса, где планируется выпускать полиэтилен низкой плотности. Задуман этот проект был еще в советское время: в союзном Госплане решили, что дренажные трубы и изоляцию для промысловых труб лучше делать на месте, чем завозить из материковой России. Однако строительство затянулось. В 2005 году "Газпром" возобновил проект, существенно переработав его и нарастив мощность до 400 тысяч тонн полиэтилена в год – с перспективой увеличения до 1,2 миллиона.
Эксперты отмечают, что подобные объемы сами газовики, безусловно, потребить не смогут. Но в этом и нет необходимости: полиэтилен сегодня Россия ввозит из-за границы. По словам исполнительного директора Российского союза химиков Павла Зайцева, имеются ниши и на внешних рынках. Однако, чтобы реализовать экспортный потенциал, нужна железная дорога. Необходима она и для импортозамещения полиэтиленовой продукции: основные мощности по ее производству находятся в европейской части страны, то есть нужен прямой выход Новый Уренгой – Центр.
По мнению Алексея Панкина, серьезные логистические козыри даст поставщикам реализация двух важных проектов: "Ямал СПГ" и "Северный широтный ход". Эксперты вообще считают, что если не будет создан транспортный коридор, то не будет и Новоуренгойского ГХК.
Северный широтный ход, который свяжет Свердловскую железную дорогу со станцией Бованенково и затем с Сабеттой, позволит экспортировать через арктический порт не только ямальские углеводороды, но и зерно из Сибири, металлы с Урала, уголь из Кузбасса. Эти регионы получат экономический эффект и от поставки своей продукции на Ямал: разработка месторождений в труднодоступных местах и создание нефтегазохимического кластера в ЯНАО потребует немало материалов и оборудования с материка.
Именно поэтому Дмитрий Кобылкин считает, что необходимо начать строительство нового моста через Обь в самое ближайшее время. Этот объект, наряду с мостовым переходом через Надым, является ключевым при прокладке Северного широтного хода и не может быть построен без участия государства, поскольку финансово очень затратный. Мост - это не только инфраструктурное, но и индустриальное развитие Ямала и всей России.
Виктор СТЕПАНОВ