Все выше и выше
Построят ли в Екатеринбурге уральский Манхеттен?
Небоскребы традиционно считаются символами современного и преуспевающего города. В России лидером в гонке за этажами навсегда останется Москва, а за пределами МКАД одним из самых высотных городов был и остается Екатеринбург. При этом уральские девелоперы меняют облик не только родного города, но и строят высотки в других российских мегаполисах.
О своей "высотной" экспансии уральская столица заявила, став площадкой для международного форума небоскребов "100+". 24-26 сентября 2014 года помимо круглых столов и архитектурных конкурсов было представлено несколько сверхвысотных проектов, которые в будущем планируется построить в уральском мегаполисе.
Кстати, расти ввысь Екатеринбург начал даже не вчера, а еще в 20-30 годах прошлого века. Уже тогда в городе появилось несколько проектов 30-этажных зданий. Некоторые были заложены и даже начинали строиться, но так и не были закончены.
По-настоящему высотная история Екатеринбурга началась в 1994 году. Как рассказал корреспонденту "Уралинформбюро" экс-мэр уральской столицы Аркадий Чернецкий, необходимость в высотках появилась в начале 90-х годов. "До того момента наши строители работали по принципу "строим, что дают". Но в 1994 году я пригласил в Екатеринбург иностранную строительную фирму "Главболгарстрой". За год они возвели три высотных здания. Сделали это быстро, с использованием новых технологий. И тогда наши строители поняли, что у них появились конкуренты".
Постепенно власти города пришли к пониманию, что высотки могут решить множество проблем растущего мегаполиса. Екатеринбург является самым маленьким по площади городом-миллионником России. Свободных пространств в уральской столице не так много, и от этого земля ценится на вес золота.
С учетом этого в 2004 году был принят генеральный план развития уральской столицы. В нем было определено несколько зон для сверхвысотного строительства. Это площадка "Екатеринбург-Сити" на одном из берегов городского пруда. Там запроектирован ансамбль высоток. Башня "Исеть" высотой 209 метров практически закончена и откроется в 2015 году, став самым северным небоскребом Европы.
Еще две зоны застройки - участок рядом с Атриум палас отелем, а также в районе улиц Малышева – Красноармейская, где уже стоит небоскреб "Высоцкий", а компанией "Атомстройкомплекс" строится многофункциональная высотка Opera Tower.
Вписать небоскреб в городское пространство - сложная задача для проектировщиков и градсовета. Сейчас в Екатеринбурге уже создан задел для высоток на 10 лет вперед, и потому новых масштабных проектов не планируется. Но средняя этажность зданий уже подрастает по всему мегаполису - особенно этот тренд проявился в жилищном строительстве.
По словам директора по развитию компании "Атомстройкомплекс" Виктора Ананьева, жилые дома в 25 этажей уже стали фоновой застройкой. "Сейчас драйвер высотного строительства - не позиция властей, а общественное мнение. Если открыть архитектурные форумы, то "Высоцкий" ругают, но сами екатеринбуржцы гордятся своим небоскребом".
Миграция и туризм дают серьезный запрос на небоскребы, отмечает Ананьев, в частности, на многофункциональные высотки: "Когда здание выполняет минимум три функции, то по сути это четыре разных здания, поставленные друг на друга". 155-метровый небоскреб Opera Tower сочетает в себе жилую зону (апартаменты), деловую часть и зону ритейла.
Как рассказал "Уралинформбюро" директор по капитальному строительству "УГМК-Спортстрой" Сергей Ерыпалов, главная задача девелопера - заставить небоскреб работать на 100% 24 часа в сутки. "Средний срок строительства небоскреба - плюс-минус 5 лет. При этом единовременно вводятся 40 тысяч "квадратов". Необходимо заранее продумать, как здание будет работать. Такой объект не может работать наполовину. Он работает или весь, или не работает вообще", уверен девелопер.
По его словам, такую концепцию применят и в комплексе небоскребов "Екатеринбург-Сити". Площадка будет разделена на 7 зон с разной экономической направленностью и функциональностью. Они могут развиваться как вместе, так и последовательно. В первую очередь это будет зависеть от инвестиций.
Общественная высотная застройка в большей степени должна иметь кустовое развитие, а не единичное. По мнению девелоперов, расти ввысь будет не только центр Екатеринбурга, но и его окраины, "спальные" районы. Сейчас участок земли под строительство жилой многоэтажки на Широкой Речке стоит более 100 миллионов рублей. Соответственно, застройщики пытаются окупить "земельные" вложения, построив максимально высокий дом.
Исполнительный директор "Гильдии строителей Урала" Вячеслав Трапезников считает, что через 5 лет для уральской столицы здание в 33 этажа станет фоновой застройкой. "5-7 лет назад Екатеринбург болел детской болезнью: придет "западный папа" и полечит все наши болячки. Мы звали финнов, французов, турок, болгар. Но практически все объекты, которые в Екатеринбурге начинали иностранцы, доделывались нашими руками. Сейчас для свердловского стройкомплекса время заявить о себе, конкурировать с западными строителями. И в своей домашней атмосфере мы хотим экспансии", - делится он.
Как утверждает В.Трапезников, технологической разницы между строительством 75 и 100-метровых зданий нет. Но есть искусственный административный барьер (СНиП) в строительстве до 75 метров для жилых и 150 метров для общественных зданий. В ближайшем будущем этот барьер могут "отодвинуть". Сейчас над этим работают уральские девелоперы. Если им это удастся, то "стометровки" станут такими же привычными, как и 25-этажки.
Еще один "высотный" тренд, которому может последовать Екатеринбург, - жилье в районе окружных магистралей. Первые "ласточки" - новый район Академический, множество площадок в микрорайоне Широкая Речка. Эксперты склоняются к мнению, что бесконечно насыщать центр невозможно. Но при этом нельзя допустить расползания городской застройки - это неудобно для жителей и неизбежно возникнут транспортные проблемы.
Застройщики уральской столицы начали задумываться над примером Силиконовой долины в Америке. Apple и IBM вынесли свои кампусы на транспортные магистрали. Ведь дороги - зоны притяжения развитых корпораций, которые могут создать там свою среду. Однако Екатеринбург может не только выбирать между стратегией Манхеттена и Силиконовой долины, а способен наметить собственный путь
По словам Сергея Ерыпалова, сейчас в городе начинает преобладать тенденция закрытых пространств, "тапочной" доступности, где деловые зоны сочетаются с жильем. Жилые небоскребы для Екатеринбурга не рентабельны, и высотное жилье как минимум на несколько лет останется пристанищем для бизнесменов. Для "семейного" образа жизни необходимо создавать инфраструктуру, которой пока в деловом центре Екатеринбурга нет. Например, возникают сложности с прогулочными местами для детей.
Собственно, никто и не хочет, чтобы центр Екатеринбурга развивался по типу Манхеттена. Даунтауны, где после 18.00 жизнь вымирает, - то, от чего даже американцы пытаются уйти. Уральские девелоперы приходят к мысли, что центральные небоскребы будут органично перетекать в сверхвысокие многоквартирники в районах ближе к окраинам города.
По словам Аркадия Чернецкого, высотность города предопределяют три компонента - состояние и развитие бизнеса, развитие стройкомплекса и нацеленность власти на результат. Но в первую очередь, небоскреб - это амбиции. Амбиции застройщика, инвестора и власти. Только не исключено, что эти амбиции скорректируют нынешние экономические реальности России.
Подготовила Мария КОМИНА