В зоне особого внимания

Особая экономическая зона "Титановая долина".

Правительство России решило пересмотреть политику в отношении особых экономических зон (ОЭЗ). Налоговые льготы и бюджетные инвестиции в строительство инфраструктуры не принесли желаемого результата: большинство зон так и не стало драйверами развития территорий. Где-то не оказалось резидентов, где-то деньги ушли "налево", где-то построенная инфраструктура приносит лишь убытки.

В связи с этим федеральные власти намерены "перешерстить" существующие ОЭЗ и усложнить создание новых. Под раздачу может попасть и свердловская "Титановая долина", создание которой необычайно затянулось. Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", зона попросту умрет не родившись без федерального финансирования. А вот будет ли последнее – большой вопрос: ряд экспертов считает ошибочной концепцию развития территории.

Решение о создании "Титановой долины" было принято в 2010 году, но идея возникла значительно раньше, когда встал вопрос о загрузке мощностей производственного объединения ВСМПО. У предприятия сложились давние партнерские отношения с ведущими авиастроительными корпорациями мира, но и конкуренты не дремлют: за последние годы количество поставщиков титановых изделий у Airbus, Boeing, General Electric и др. существенно выросло. 

Усиление конкуренции навело на мысль поставлять самолетостроителям не обычные заготовки, а детали с полной механической обработкой для сборки шасси, фюзеляжа, крепления крыла и т.д. Менеджеры титановой корпорации сочли, что поддержка государства поможет создать новое производство в очень сжатые сроки. Но надежды их не оправдались, поскольку запуск особой экономической зоны затянулся: на дворе 2014 год, а в "Титановой долине" еще даже сети не готовы.

Свердловской экономической зоне отчасти не повезло: лоббировавший проект губернатор Александр Мишарин сначала попал в аварию, отчего идея "подвисла" на год, а потом и вовсе ушел на другую работу. Его преемнику Евгению Куйвашеву понадобилось на ревизию хозяйства полтора года.

Впрочем, дело не только в невезении, но и в просчетах разработчиков проекта. Депутат Законодательного собрания Свердловской области Дмитрий Ионин полагает, что отказ от федерального финансирования был ошибкой. Собственных ресурсов у региона оказалось недостаточно, а дешевые деньги привлечь не смогли – и в нынешних политических условиях уже вряд ли смогут.  Поэтому судьба проекта всецело находится в руках федеральных властей.

Существует, правда, и такая точка зрения, что в "Титановую долину" удалось бы затянуть частные деньги, если бы реализацией проекта занимались другие люди. По мнению советника генерального директора ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" Владислава Тетюхина, особая зона должна была стать продолжением корпорации, то есть во главе управляющей компании следовало поставить людей, которые разбираются в отрасли, знают рынок, потребителей и поставщиков титановой продукции. Действующая же команда, полагает он, недостаточно энергична и неэффективно расходует бюджетные средства.  

Но вряд ли справедливо "вешать всех собак" только на менеджеров проекта.  Директор по развитию бизнеса "ВСМПО-АВИСМА" Сергей Леднов опасается, что идея, положенная в основу ОЭЗ, изначально не сможет привлечь достаточное количество резидентов. Титановое производство – довольно уникальное, отчего много инвесторов здесь не может быть по определению. Тех же, что имеются, трудно убедить в том, что Свердловская область – лучшее место по выпуску титановой продукции. Поэтому следовало бы по-другому искать резидентов.

В подобную ловушку попадали и другие экономические зоны: например, инициаторы ОЭЗ "Байкальская гавань" сильно переоценили рекреационные возможности самого большого пресного водоема мира. "Продать" туристам его уникальность не удалось, потому что таковой, по большому счету, и нет вовсе, а ехать за тридевять земель полюбоваться обычным, хотя и очень глубоким, озером захотели не многие. В итоге, потратив почти 3 миллиарда рублей, бюджет не почувствовал реальной отдачи.

"ВСМПО-АВИСМА", безусловно, очень заметное в мире предприятие, но есть и другие центры производства и обработки титана. Авиастроительные компании опираются практически на все из них, потому что стараются снять с себя головную боль по выпуску механических деталей. В создании современного самолета, утверждает Леднов, принимают участие 10-12 стран. Производство деталей в России или Китае обходится тому же Boeing значительно дешевле, чем передача на аутсорсинг у себя дома. Именно поэтому СП этой компании с "ВСМПО-Ависма" развивается без всякой "Титановой долины".

В связи с этим создание особой экономической зоны с льготным налогообложением воспринимается рядом экспертов как предоставление преференций западным авиастроительным корпорациям. Руководитель Свердловского областного Центра конъюнктуры и информации рынков Анатолий Кенин полагает, что раз детали будут изготавливаться в основном для Boeing, то и стимулировать эту компанию должны США, а не Россия. По его мнению, экономическая зона в том виде, как она задумана сегодня, будет лишь выкачивать деньги из российского бюджета. И спустя двадцать лет спросить за это будет не с кого.

Эксперт убежден, что, вместо освобождения резидентов ОЭЗ от практически всех налогов, полезнее было бы отменить НДС для научно-исследовательских коллективов. В России при существующем налогообложении выгоднее производить сырье, чем сложную наукоемкую продукцию. В этом плане в стране ничего не меняется: власти говорят одно, а делают совсем другое.
Как бы там ни было, сегодня многим очевидно, что будущее "Титановой долины" довольно туманное.

Директор департамента по развитию региональных проектов исполкома Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ "Большой Урал" Владислав Городецкий считает, что если свердловскую особую экономическую зону не перепрофилировать, то она умрет – в том числе и потому, что титановая отрасль сильно зависит от политической конъюнктуры.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ

Актуальное