Атака Измалкиных
Из Оренбургской степи.
Конституция России декларирует право каждого гражданина страны на благоприятную окружающую среду. А закон об охране окружающей среды определяет плату за негативное воздействие на эту самую среду как обязательный платеж. А дальше возникает традиционный вопрос – как права россиян защищены? На примере ОАО "Новотроицкий завод хромовых соединений" можно проследить – кто на эти права посягает и кому приходится их отстаивать.
Многолетние судебные процессы НЗХС, связанные с взысканием 3 миллиардов рублей платы за негативное воздействие на окружающую среду, привели к тому, что представители предприятия приходят в арбитраж с увесистым кейсом на колесиках. И, словно фокусники, достают из него различные документы, стараясь убедить суд в неправомерности взысканий, предписанных Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области.
"Уралинформбюро" в сентябре прошлого года рассказывало о процессе в федеральном арбитражном суде Уральского округа, подтвердившего обязанность НЗХС заплатить за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год 112,5 миллионов рублей.
Как тогда утверждали представители предприятия, такая выплата поставит завод на грань банкротства. По их словам, специальная группа под руководством вице-премьера России Дмитрия Рогозина уже несколько месяцев ведет работу, направленную на заключение мирового соглашения между НЗХС и Росприроднадзором. Якобы данное соглашение позволит снизить размер платежа и направить его не в бюджет, а на природоохранные мероприятия завода.
Мифическое мировое соглашение – любимый аргумент адвокатов НЗХС с целью затянуть судебный процесс. Они рассказывают о нем всякий раз, словно читают молитву перед своей нелегкой службой. Вот и сейчас – в 18-м Апелляционном арбитражном суде – они по традиции вышли с ходатайством об отложении заседания, поскольку в середине февраля прошло заседание рабочей группы Минприроды России, которая обсуждает возможность заключения мирового соглашения.
Тут юристы проговорили интересную подробность, которая заставляет задуматься. По их словам, данная рабочая группа собирается обратиться с запросом в Генпрокуратуру РФ – а легитимно ли такое соглашение?
Чего добивается семья Измалкиных - владельцев ОАО "Новотроицкий завод хромовых соединений"? Прощения за неуплату природоохранных платежей за 2009 – 2011 годы. Платежей обязательных для всех промышленников. Измалкины предлагают освободить себя от платежей, 80% которых идет в бюджет Оренбургской области и Новотроицка, обещая эти средства пустить на модернизацию своего предприятия. То есть по сути, остаться безнаказанными.
В ходе судебного заседания, в ответ на реплику заводчан про Генпрокуратуру, представитель Оренбургского управления Росприроднадзора сочла уместным напомнить суду, что год назад именно Генпрокуратура РФ указала главе Росприроднадзора на то, что "зачастую органы Росприроднадзора ненадлежащим образом реализуют полномочия по контролю за своевременностью осуществления платежей. Это приводит к тому, что в российский бюджет не поступают значительные денежные средства".
Измалкины на полном серьезе грозят федеральной власти социальным взрывом. Мол, завод не способен заплатить – он объявит себя банкротом, а это – ворота на замок, рабочих – на биржу труда.
И тут самое время напомнить, что летом 2011 года в заводоуправлении этого крупнейшего российского производителя хромовых соединений проходили обыски. По сообщениям прессы, тогда правоохранители подозревали собственников НЗХС в неуплате налогов и выводе валютной выручки за границу. В 2005-2011 годах ОАО "Новотроицкий завод хромовых соединений" вел экспорт через одну швейцарскую компанию по ценам на 15-20% ниже среднерыночных. По расчетам, по этому каналу за границу ушла продукция стоимостью более 500 миллионов долларов США.
То есть в 2009 – 2011 годах деньги шли не на оплату природопользования, а в зарубежный карман Измалкиных? Быть может, и так.
В чем представители НЗХС из раза в раз пытаются убедить судей арбитражного суда? В том, что шламохранилище завода является полигоном по уничтожению токсичных отходов на собственной территории и не наносит вред окружающей среде. Для тех, кто не хочет съездить в Новотроицк, чтобы поговорить с местными жителями о незавидной экологической ситуации (пресса неоднократно писала об этом), могут в Интернете поинтересоваться - что из себя представляют заводские шламы монохромата натрия и сернистого натрия. Для справки: в 2011 году для НЗХС были утверждены нормативы образования отходов от производственной деятельности в объеме 197 тысяч тонн. В пересчете на день – это 539 тонн!
С "Новотроицким заводом хромовых соединений" что ни цифра, то повод задуматься. О прибылях собственников, о нагрузке на окружающую среду, о последствиях для живущих рядом с заводом и поодаль от него. Новотроицк, к слову о географии, стоит на реке Урал, которая впадает в Каспийское море.
И потому Росприроднадзор бьет во все колокола! И потому арбитражные суды – от первой до последней инстанции – отвечают на жалобы заводчиков Измалкиных: платить надо в бюджет, что положено, как это делают другие промышленники.
Вот и 18-й Апелляционный арбитражный суд вынес вердикт – платить обязаны!
Дмитрий БУЗДАЛОВ