Побег из электрички

Пока не обобрали.

ОАО "Свердловская пригородная компания" отменило с января 2014 года 24 электропоезда, урезало ряд маршрутов и сократило количество вагонов в составах. Объясняются эти шаги убыточностью железнодорожных пассажирских перевозок. Между тем эксперты говорят, что убытков нет, а есть ненужные расходы и неумение работать с доходами. Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", с момента создания СПК доходы от продажи билетов выросли в десять с лишним раз, бюджетные субсидии – в пять раз, а убытки компании… остались неизменными.

Свердловские железнодорожники сокращают электрички не в первый раз. В ноябре 2008 года были отменены 30 электропоездов, в феврале 2009 года – ещё 57, что в итоге составило четверть от их общего количества. Свердловская пригородная компания объяснила эти непопулярные меры сокращением издержек: по словам тогдашнего руководителя Максима Шнейдера, в 2008 году убытки составили 1 миллиард рублей, а в 2009 году – 1,4 миллиарда.

Повышать свою доходность СПК намеревалась за счет оптимизации перевозок, а если честно, то просто переложила бремя расходов  на плечи регионов. Президент ОАО "РЖД", чьей дочкой является СПК, Владимир Якунин договорился с губернаторами, что убытки сохраненных маршрутов с 2010 года на 100% будут покрываться из их бюджетов.

За последние пять лет субсидии из казны Свердловской области выросли в разы: со 160 миллионов в 2009 году до 957 миллионов в 2013 году! На том же примерно уровне (943 миллиона рублей) они запланированы в 2014 году, но, что любопытно, убытки СПК остались прежними: по данным заместителя генерального директора компании по экономике и финансам Алексея Величкина, в 2013 году выпадающие доходы составили 1,3 миллиарда рублей, в 2014 году они снизятся всего на… 38 миллионов. И это несмотря на вырубание под корень убыточных маршрутов и повышение доходности компании (М.Шнейдер заявил в одном из интервью, что с 2005 по 2009 год выручка от продажи билетов в вагонах выросла в 13(!) раз).

Эксперты считают, что убытков у СПК нет, а есть лишь "странные" расходы, под которыми, очевидно, скрывается банальный вывод средств через фирмы-однодневки. Руководитель портала InfraNews Алексей Безбородов, изучив отчет Свердловской пригородной компании за 2011 год, нашел массу примеров труднообъяснимой расточительности: у СПК более 100 договоров с различными ООО на поставку солидных объемов горюче-смазочных материалов, предоставление услуг связи, повышение квалификации руководства, содержание многочисленных ЧОПов, рекламу и прочее. 

Многие статьи в отчете СПК совершенно непрозрачны, но даже из тех цифр, что понятны, можно сделать вывод, что пригородная компания вполне может быть рентабельной. Значительную часть своих доходов в 2011-м СПК отдавала РЖД за аренду подвижного состава: в среднем 15 000 рублей за одну электричку в сутки. При этом выручка только от продажи билетов обычным гражданам составляла свыше 20 000 рублей, а были ведь еще и субсидии на перевозку льготников. То есть при сокращении сомнительных расходов компания, очевидно, работала бы с прибылью.

Косвенно последний факт подтверждает история с ОАО "Центральная пассажирская пригородная компания", которой Федеральная налоговая служба выставила в 2012 году счет на 740 миллионов рублей за утаивание доходов. Способы ведения бизнеса у подмосковных железнодорожников были сильно похожи на приемы уральских коллег: масса фирм-однодневок, на которые списывались расходы, а на самом деле деньги выводились и кем-то присваивались.

Любопытно, что та же картина наблюдается и в перевозках пассажиров на дальние расстояния. ОАО "Федеральная пассажирская компания" (еще одна "дочка" РЖД) регулярно жалуется на убыточность и требует увеличить субсидии, грозясь то отменить 170 поездов, то повысить плату за проезд в плацкартном вагоне. При этом детальная расшифровка затрат общественности не предоставлена.

Между тем люди, занимающиеся обслуживанием пассажиров, пишут на форумах, что принимают их на работу в различные ООО, где платят смехотворную "белую" зарплату. Очень много фирмочек оформлено на одного человека либо на подставное лицо. Когда на какой-то из них накопится много грехов, ее закрывают и открывают другую. Про инвестиции в качество услуг и говорить не приходится: в вагонах нет кондиционеров, биотуалетов, а сами средства передвижения напоминают разбитые унитазы на колесах.

Очевидно, что огромная доля вины за бедственное положение "дочек" лежит на РЖД. При сложившейся схеме хозяйствования дочерние компании, конечно, не смогут приобрести  подвижной состав, а материнская компания и не думает передавать им в собственность имеющийся, упирая на… их чрезвычайную бедность. Вместо наведения порядка холдинг "науськивает" своих "дочек" выбивать бюджетные дотации с помощью громогласных заявлений об отмене поездов. Те и выбивают, предоставляя государству сомнительные  расчеты на перевозку льготных пассажиров: например, СПК в вышеупомянутом отчете посчитала выпадающий доход с каждой поездки учащегося в размере 40 рублей, что автоматически сделало полную стоимость билета для школяров дороже, чем для взрослых.

Позиция РЖД приводит к потере рынка перевозок. Губернатор Курганской области Олег Богомолов сообщил накануне Нового года, что из-за отмены электропоездов пришлось экстренно ввести 12 новых автобусных маршрутов. Идет переориентация на автомобильный транспорт и в Свердловской области.

Неизбежные потери железнодорожники пытаются компенсировать активной борьбой с конкурентами, закупая собственные автобусы для комбинированных перевозок. А.Безбородов подсчитал, что на приобретение автобусов для перевозки пассажиров СПК необходимо около 1,5 миллиарда рублей. И в чьем кармане она будет искать эти деньги? 

Эксперты между тем полагают, что налогоплательщики вполне могли бы обойтись без электричек. А 1 миллиард рублей власти Свердловской области взяли бы и бросили на развитие автобусного сообщения в регионе.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ