Трубный вой
В уши губернатора Куйвашева.
Серо-промозглый Первоуральск нынешней весной выглядит по-особенному, цветисто. На здании ПНТЗ вывешен огромный плакат "Очистим город от криминала" с фотографией неизвестно кем побитого доктора Цедилкина. А "хрущевку" на выезде из города украшает такого же размера полотно "Олигарх Комаров, мы вас не избирали".
Первоуральцам, от мала до велика, понятно – в городе гражданская война. Трубники атакуют мэрию. Точнее сказать, челябинцы против первоуральцев.
Когда ПНТЗ был в "обойме" Зелимхана Муцоева, проблемные вопросы решались по-восточному мягко. Переход Первоуральского новотрубного в вотчину Андрея Комарова, поменял лирические декорации – батальные сцены сменяют одна другую.
О том, что Группа ЧТПЗ попала в глубочайшую кредитную яму из-за строительства двух вызывающих недоумение у экспертов "Уралинформбюро" объектов "Высота 239" (Челябинск) и "Железный озон 32" (Первоуральск), написано вполне достаточно. Чтобы не повторяться, подчеркнем лишь один тезис. Наблюдатели не исключают, что предбанкротный Первоуральский новотрубный для Свердловской области может оказаться похлеще, чем проблемный Богословский алюминиевый завод. Тонущее предприятие Дерипаски в Краснотурьинске - на севере региона, оттуда пойди докричись до губернатора. А Первоуральск в сорока минутах езды от его резиденции – могут автобусами пикетчиков возить не переставая.
Пиарщики Комарова вполне могли рассудить, что лучше пока не поздно поставить дымовую завесу над проблемами первоуральского предприятия. А лучше всего для этого – вступить в конфликт с администрацией городского округа.
Истинный конфликт, и не мэра с олигархом, а горожан с трубниками именуется "Железный озон 32". Это – электросталеплавильный комплекс ПНТЗ. Еще несколько лет назад в Первоуральске лишь делали трубы из заготовок. Но Комаров решил варить сталь из металлолома.
Новый объект был замаскирован под реконструкцию старого производства. Это теперь сплошь и рядом в России: реконструируют, например, памятник архитектуры – и для начала сносят его под основание, а потом строят многоэтажный новодел - торговый центр и украшают парадной лестницей от предшественника. Так и тут – одно название "реконструкция". Построен самый высокопроизводительный электросталеплавильный комплекс в России – 950 тысяч тонн стали в год!
Отсюда и объем экологических проблем. Они, к слову, были прописаны в письме Роспотребнадзора, датированном 2007 годом – когда строился ЭСПК.
Строить начинал Муцоев, который, как первоуральский депутат Госдумы РФ, о городе не забывал. Челябинские владельцы ПНТЗ больше думают о том, как в городскую думу провести побольше своих кандидатов. А вот о выбросах и отходах предприятия они разговаривать не любят.
Андрей Комаров любит бравировать термином "белая металлургия". Любой металлург на это покрутит пальцем у виска: он что минеральную воду разливает, а не сталь? Съездите в поселки, находящиеся в санитарной зоне ЭСПК – местные жители расскажут вам и о заводском шуме, сравнимом с двигателем реактивного самолета, и об обострившихся болезнях – никто ведь не знает, что за выбросы от новой печки.
Парадокс в том, что секреты этой печки ни местная власть, ни жители города узнать не в силах. Частное (!!!) предприятие Комарова, как броней, прикрывается федеральным статусом – ПНТЗ могут контролировать лишь московские чиновники. А какое им дело до экологической ситуации в Первоуральске?
Ну, пообещали трубники построить объездную дорогу вокруг города и не сдержали обещание. Ну, не заплатили за выбросы в атмосферу за 2011 год, мотивируя это тем, что объект находится в режиме пусконаладки. И что?
Комаров хвалится в Интернет-презентации: "За рубежом все в восторге от "белой металлургии!". Можно представить восторг иностранцев, если бы они узнали, какие "шоколадные" условия созданы для российского олигарха в Первоуральске – за воздух не плати, нормативы сброса по воде не выполняй, шуми, как заблагорассудится.
Наверное, за "пособничество" таким металлургическим нарушениям в Европе бургомистра или губернатора местные избиратели отправили бы в бесславную отставку. У нас же мэра "выкуривают" виновники нарушений. Чтобы им было проще нарушать.
При этом складывается анекдотическая ситуация. На щит (или на плакат) доктора Цедилкина подняли трубники. И что он требует? Очистить город от криминала. А кто в первую очередь должен ударить криминалу по зубам? Наверное, полиция. То есть она бездействует, если доктор призывает создавать рабочие дружины для патрулирования улиц? А как вы думаете, кого Комаров не прочь увидеть в кресле сити-менеджера Первоуральска? Начальника городской полиции полковника Сергея Чирко! Хоть плачь, хоть смейся.
Впрочем, не до смеха. Евгений Куйвашев оказывается весьма в пикантной ситуации. По инсайдерским оценкам, в его ближнем окружении есть два человека, по той или иной причине лоббирующие интересы основного владельца Группы ЧТПЗ. Пресс-секретарь губернатора Илья Ананьев прежде занимал аналогичную должность при Комарове. Глава администрации Яков Силин был замечен активным поведением в истории с поддельными подписными листами первоуральцев.
Прогубернаторские СМИ подробно рассказывали, как нынешней зимой бывший осужденный, а ныне охранник горнолыжного комплекса привез в администрацию губернатора коробки, а в них "200 тысяч подписей горожан против мэра Переверзева". И вовсе ничего, что в городе проживает всего 150 тысяч человек, включая тех, кто ручку держать еще не может. Судя по рассказам очевидцев, Яков Петрович демонстрировал эти листы чиновникам, приговаривая "вот ведь народ волнуется". А когда слышал в ответ "подделка", смутившись, прятал их в стол.
Куйвашева "ломают под ЧТПЗ". Характерный пример – история со строительством современного Дворца культуры в Первоуральске. Комаров пролоббировал в Москве, чтобы стройка в полмиллиарда рублей велась на площадке старого трубного завода. Ничего, что на отшибе города, куда детей одних не отпустишь. Зато олигарх выгодно пристроил два гектара ненужной ему земли и надеется взять новенький Дворец в концессию на 49 лет.
Проектирование объекта надеялся получить Борис Бернаскони, входящий в ближний круг вице-премьера РФ Владислава Суркова. Но выставив на конкурсе непомерно большую цену за свои услуги, московский архитектор проиграл конкурентам. И что вы думаете – итоги конкурса отменили. Региональное Управление ФАС признало документацию, подготовленную министерством строительства и министерством культуры Свердловской области, негожей. Вероятно, это надо понимать так - подчиненные губернатора Куйвашева не обеспечили победу в конкурсе архитектурному бюро Бернаскони. И теперь интересно понаблюдать, как дальше госзаказ в 40 миллионов рублей будут проталкивать "через тернии к звездам".
Когда у губернатора Куйвашева маячат всеми проблемными огнями сентябрьские выборы градоначальника Екатеринбурга, а далее ноябрьские выборы столицы ЭКСПО-2020, на которую претендует уральская столица, он дает слабину в Первоуральске. Это только кажется, что ситуация в городе-спутнике Екатеринбурга интересна исключительно горожанам. Первоуральск – это "лакмусовая бумажка" для всей Свердловской области. Пойдет губернатор на поводу у Группы ЧТПЗ – это диагноз. Как бы ни ругали - и тогда, и теперь - губернатора Мишарина, он Дерипаске на БАЗе сдаваться не собирался. Как говорят, слишком торопился доложить в Москву о кознях олигарха, потому благополучно и не доехал из Краснотурьинска в Екатеринбург.
Вадим ДЫНИН
Ранее по теме:
Блеск и нищета миллиардера Комарова