Модернизация Кольцово: "распил" на взлетной полосе

Не исключены "посадки" подозреваемых.

В рамках реконструкции инфраструктуры международного аэропорта Кольцово пропали 230 миллионов рублей. Огромные деньги – 3,1 миллиарда рублей федеральный бюджет выделил на замену светосигнального оборудования, реконструкцию ВПП и строительство новых самолетных стоянок в воздушной гавани Екатеринбурга. Как стало известно "Уралинформбюро", в настоящее время работы заморожены, графики сорваны, а топ-менеджер компании-подрядчика ЗАО "Строительное управление – 1" сбежал. Материалы проверки передали транспортным следователям, которым предстоит решить вопрос о возбуждении уголовного дела.

Мечта бизнесмена

Реконструкция инфраструктуры Кольцово к ЧМ-2018 года по футболу срывается. Работы заморожены, часть средств осела в чьих-то карманах. Учитывая, что модернизация идет в рамках утвержденной постановлением правительства ФЦП "Развитие транспортной системы России", дело рискует принять скандальный оборот.

В распоряжение "Уралинформбюро" попали материалы проверки результатов работы по замене светосигнального оборудования, реконструкции ВПП и возведения новых стоянок воздушных судов в Кольцово. Подрядчик - ЗАО "Строительное управление – 1" входит в структуру МДС-Групп. Мощные лоббисты позволяют им получать многомиллиардные государственные контракты на строительство дорог и аэропортовой инфраструктуры в разных субъектах РФ.

Один из таких контрактов СУ-1 получило от ФГУП "Администрация гражданских аэропортов", гендиректором которого является бывший министр строительства Свердловской области Михаил Жеребцов.

Итоги открытого конкурса подвели в марте 2012 года, и официально с мая того же года подрядчик приступил к работам на летном поле Кольцово. На тот момент вроде как за счет неких "внутренних источников".

Сообщения о том, что ЗАО "Строительное управление – 1" получило от "Администрации гражданских аэропортов" транш в сумме 3,1 миллиарда рублей, относятся к маю 2013 года. Как же им распорядился подрядчик? Из материалов проверки следует, что СУ-1 обязалось выполнить до 6 марта 2014 года замену светосигнального оборудования ВПП и построить новые самолетные стоянки.

"До настоящего времени работы не выполнены. Общий объем не сданных работ составляет около 640 миллионов рублей. Причиной срыва исполнения государственного контракта служит отсутствие необходимых денежных средств у подрядчика. В 2015 году работы по реконструкции аэропорта не начинались, материалы, и оборудование не закуплены, необходимое количество специалистов в штате ЗАО СУ-1 отсутствует", –  говорится в отчете проверяющих.

Как указывают ревизоры, полученную предоплату СУ-1 израсходовало. Часть денег направили на исполнение контрактов по... реконструкции аэропорта "Сокол" в Магадане, аэропорта Воронежа и участков федеральных автомобильных трасс!  "По оценкам специалистов, работа СУ-1 строится по схеме "финансовой пирамиды", когда получаемая предоплата от вновь заключенных государственных контрактов расходуется на незавершенные объекты строительства и покрытие штрафных санкций за неисполнение условий договора".

Круг подозреваемых

Эти выводы подтверждают данные правовых систем. Как выяснил обозреватель  "Уралинформбюро", базы пестрят десятками исков заказчиков к "Аэродромдорстрою" и СУ-1. Основные претензии – неисполнение обязательств. По состоянию на март 2015 года в отношении нахватавшего контрактов по всей России СУ-1 возбуждено 50 исполнительных производств, общий долг по которым достиг 146 миллионов рублей. За последние 12 месяцев СУ-1 выступало ответчиком в арбитражных процессах 188 раз, общая сумма предъявленных требований составляет 1 миллиард рублей.

Работы на аэродроме Кольцово осуществляет Управление №4 - одно из множества территориальных подразделений ЗАО "Строительное управление – 1". С работниками не рассчитались еще за декабрь 2014 года, и те поставили работодателя перед фактом о приостановке работ.

Если даже СУ-1 найдет деньги, то реконструкция аэродромной инфраструктуры раньше августа 2015 года физически не возобновится. Соответственно, в нынешнем строительном сезоне работы закончены не будут. По некоторым данным, вынашиваются планы о банкротстве Управления №4. 

Компетентные органы полагают, что в ходе реконструкции аэродрома подрядчик нанес ущерб экономическим интересам РФ на сумму более чем 230 миллионов рублей. Подозревают должностных лиц ФГУП "Администрация гражданских аэропортов" и Управления №4.

"Полученные материалы направлены в Уральское следственное управление на транспорте СК РФ для принятия процессуального решения", – говорят источники "Уралинформбюро". По имеющимся данным, опасаясь возбуждения уголовного дела, территорию Свердловской области в неизвестном направлении вместе с молодой супругой покинул гендиректор Управления №4 ЗАО "Строительное управление – 1" Владислав Шмотин.

На официальный запрос "Уралинформбюро" на имя начальника Уральского следственного управления на транспорте СК РФ Дмитрия Путинцева пока не ответили. Но подтвердили, что материалы проверки получены и следователи устанавливают обстоятельства исполнения госконтракта. "Не исключено, что до принятия процессуального решения дать информацию мы не сможем – тема щекотливая", – дали понять следователи.

В Кольцово на условиях анонимности говорят, что ЗАО "Строительное управление – 1" в качестве подрядчика им "навязали" из Москвы. Официальную информацию о текущем состоянии реконструируемых объектов представители аэропорта предпочли не раскрывать.

"Уралинформбюро" будет следить за развитием событий.

Александр РОДИОНОВ